Размер шрифта:

Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2019 году

Итоги 2019 года свидетельствуют о сохранении в числе основных внешнеполитических тенденций роста стратегической нестабильности, нарастания геополитического и геоэкономического соперничества и, как следствие, непредсказуемости и напряженности в международных отношениях. Проявлениями данных процессов являются продолжающиеся торговые, санкционные, информационные «войны», ужесточение конкуренции за доступ на рынки и ресурсы, растущие противоречия гуманитарного, религиозного и экологического характера.

В списке современных вызовов мировому сообществу по-прежнему доминируют угрозы в сфере безопасности, включающие распад разоруженческих режимов и системы контроля над вооружениями, наращивание военных потенциалов и рост расходов на оборонные цели, проявления международного терроризма и растущие риски в мировом киберпространстве.

Не ослабевает угроза нового глобального геополитического, экономического, военного, идеологического противостояния и опасность «большого конфликта» с участием ведущих держав.

В условиях нарастающего дефицита доверия и конфронтационной риторики в диалоге между основными центрами силы, а также «пробуксовки» существующих международных механизмов, включая ООН и ОБСЕ, в вопросах минимизации и купирования угроз в сфере безопасности Беларусь последовательно выступает за новый переговорный процесс по ключевым вопросам международной безопасности («Хельсинки-2») для стабилизации и повышения предсказуемости международных отношений.

В качестве практических шагов, направленных на содержательное наполнение такого диалога, создание атмосферы доверия, формирование на примере Беларуси «истории успеха региональной безопасности», Главой белорусского государства в 2019 году выдвинут ряд новых важных инициатив: объявлено о продолжении выполнения положений прекратившего свое действие Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, предложено принять многостороннюю политическую декларацию ответственных стран о неразмещении ракет средней и меньшей дальности в Европе, внесено предложение о формировании «пояса цифрового добрососедства» на основе двусторонних и многосторонних соглашений об обеспечении международной информационной безопасности.

Беларусь вновь приняла у себя ряд знаковых мероприятий – международную антитеррористическую конференцию под эгидой ООН на тему «Борьба с терроризмом при помощи инновационных подходов и использования новых и возникающих технологий» (3-4 сентября), а также второй крупный экспертный форум на платформе «Минского диалога» на тему «Европейская безопасность: отойти от края пропасти» (7-8 октября).

Указанные мероприятия, участие в которых принял Президент Республики Беларусь, стали важными форумами для открытой дискуссии о настоящем и будущем европейской и международной безопасности, подтвердили статус  г.Минска как значимой региональной площадки для инклюзивного диалога всех заинтересованных сторон.

Минские договоренности сохранили свое значение в качестве одного из ключевых механизмов урегулирования ситуации на востоке Украины. В 2019 году Беларусь обеспечила проведение 23 встреч в рамках работы Трехсторонней контактной группы.

Неизменно придерживаясь курса на обеспечение суверенитета, проведение сбалансированной многовекторной внешней политики, развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве и их сопряжение с другими объединениями и проектами в рамках инициативы «интеграции интеграций», Беларусь последовательно продолжала развитие сотрудничества со всеми зарубежными партнёрами вне зависимости от их политического веса и финансово-экономического потенциала.

Наряду с развитием многоплановых двусторонних и интеграционных связей со стратегическим партнером – Российской Федерацией – Беларусь закрепила позитивную динамику отношений с Европейским союзом и его странами-членами, продолжила процесс нормализации отношений с Соединенными Штатами Америки.

В приоритетном плане продолжались усилия по дальнейшему развитию ЕАЭС и его формированию в качестве полноценного экономического союза без изъятий и ограничений, активный диалог в двустороннем и многостороннем форматах в рамках СНГ.

При неизменности приоритета «внешнеэкономической дипломатии» усилия Беларуси на данном направлении были сфокусированы на обеспечении экономической безопасности, продвижении к цели равного распределения экспортных поставок между тремя рынками – ЕАЭС, ЕС и регионами «дальней дуги».

В этой связи важнейшей задачей оставалось наращивание двустороннего трека взаимодействия с государствами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, открытие новых и закрепление на имеющихся рынках сбыта.

В целом получила дальнейшее развитие высокая динамика международных контактов на высшем и высоком уровнях. Состоялись 15 визитов Президента Республики Беларусь, 13 визитов Премьер-министра, 8 визитов Министра иностранных дел за рубеж. Организовано 9 визитов глав иностранных государств и правительств, 8 визитов глав иностранных внешнеполитических ведомств в Беларусь. Ряд зарубежных делегаций на высшем и высоком уровнях посетили г.Минск для участия в церемониях открытия и закрытия II Европейских игр.

Используя потенциал спортивных соревнований для укрепления атмосферы доверия и взаимопонимания, Беларусь подтвердила свой имидж эффективного организатора масштабных мероприятий в ходе подготовки и проведения II Европейских игр (21-30 июня) и Международной матчевой встречи по лёгкой атлетике между командами Европы и США (9-10 сентября).

Комплексная работа проведена МИД и загранучреждениями для отражения на внешнеполитической арене знакового для Беларуси празднования 75-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

При содействии МИД обеспечено проведение выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва за рубежом, 46 участков для голосования были образованы в 38 странах, что позволило принять участие в избирательной кампании 3275 белорусским гражданам.

2019 год прошел для МИД под знаком юбилейной даты – 100-летия белорусской дипломатической службы, в рамках которого был организован ряд мероприятий с участием высших должностных лиц Республики Беларусь, сотрудников и ветеранов системы МИД, представителей органов госуправления, дипломатического корпуса, средств массовой информации.

Расширилась сеть загранучреждений, которая представляет интересы Республики Беларусь в 58 государствах (с учетом аккредитации послов по совместительству – в 114).

В Беларуси осуществляют свою деятельность 50 посольств, 3 отделения посольств, 2 торгпредства, 39 консульских учреждений иностранных государств, 18 представительств международных организаций. По совместительству из гг.Москвы, Вильнюса, Варшавы и Киева аккредитовано 83 зарубежных диппредставительства.

1. Традиционно высокая динамика белорусско-российских отношений подкреплялась интенсивными контактами на высшем и высоком уровнях.

В 2019 году состоялось 9 встреч глав государств в различных форматах, 7 встреч на уровне руководителей правительств.

В январе-ноябре 2019 года на долю России приходилась почти половина всего объема внешней торговли (49,0 процентов стоимостного объема внешней торговли товарами, 41,1 процента – экспорта, 55,7 процента – импорта).

На протяжении 2019 года велась интенсивная работа по выработке предложений по углублению белорусско-российской интеграции. В целях достижения одной из основополагающих целей Договора о создании Союзного государства – обеспечения равных условий для субъектов хозяйствования двух стран  –  сторонами парафирован проект обновленной Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора, а также разработаны проекты «дорожных карт» к ней. По ряду неурегулированных важных вопросов, препятствующих достижению данной цели, продолжен переговорный процесс.

Подтвердила свою действенность в качестве механизма укрепления, прежде всего, торгово-экономического сотрудничества система межрегиональных связей двух стран.     Республику Беларусь посетили руководители 7 субъектов Российской Федерации. В ходе VI Форума регионов (16-18 июля), который прошел в г.Санкт-Петербурге с участием глав государств, подписано 84 документа о сотрудничестве, заключено коммерческих контрактов на сумму около 0,55 млрд. долларов США.

На системной основе обеспечивалась традиционно тесная координация действий государств на международной арене.

Проведено более 20 консультаций по различным аспектам межмидовского взаимодействия. Его основные направления на перспективу закреплены в очередной Программе согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2020–2021 годы, подписанной в ходе состоявшегося 18 ноября в г.Москве совместного заседания коллегий министерств иностранных дел Беларуси и России.

2. В 2019 году исполнилось 5 лет со дня подписания Договора о Евразийском экономическом союзе и 25 лет идеи евразийской интеграции. Беларусь совместно с партнерами продолжила предпринимать шаги, направленные на укрепление потенциала Союза и повышение его устойчивости к нарастающим внешним вызовам.

Начата реализация концепций формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. Подписан договор о формировании общего рынка электроэнергии.

Получила свое развитие цифровая повестка ЕАЭС, в рамках которой запущен проект «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Создаваемая в рамках проекта евразийская сеть призвана обеспечить кооперационное взаимодействие производителей государств-членов, вовлечение малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных предприятий, продвижение промышленной продукции на рынки третьих стран с использованием международных цифровых экосистем.

Подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Это – серьезный шаг вперед в решении задачи по подтверждению законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого.

Утверждена Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС, которая определяет основные цели, задачи и ключевые направления формирования общего финансового рынка с указанием этапов и мероприятий по их реализации, правовую основу его функционирования, порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества регуляторов финансового рынка Союза.

Подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, направленное на обеспечение гражданам государств-членов ЕАЭС возможности формировать пенсионные права за периоды работы в государствах-членах ЕАЭС и реализовывать их в последующем, проживая на территории любого государства-члена ЕАЭС.

Продолжена системная работа по заключению торговых соглашений с третьими странами. Подписаны торговые соглашения с Сингапуром и Сербией, вступили в силу Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, и Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.

Право председательства в органах ЕАЭС в 2020 году передано Республике Беларусь.

В повестке Содружества Независимых Государств в центре внимания традиционно находились вопросы экономического и гуманитарного взаимодействия.

Главами государств подписана Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников Содружества, в рамках Совета глав правительств – Концепция сотрудничества в области цифрового развития общества и План первоочередных мероприятий по ее реализации.

Продолжены работа над проектом Соглашения о свободной торговле услугами, подготовка актуализированной Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ на период с 2021 по 2030 годы.

Инициирована подготовка проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года.

Продолжена реализация Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» (в 2019 году этим статусом был наделен г. Брест), подписано Соглашение о сотрудничестве в области музейного дела.

Получила свое дальнейшее развития практика принятия и распространения в ключевых международных организациях (ООН, ОБСЕ) совместных заявлений государств – участников СНГ по актуальным вопросам глобальной и региональной повестки дня: принято Обращение глав государств к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Ряд аналогичных документов подписан на уровне глав внешнеполитических ведомств, в частности, Совместное заявление о поддержке практических шагов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.

Принят ряд принципиальных решений в вопросах безопасности: подписана Конвенция о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, утверждена Программа сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы, подписана Стратегия обеспечения информационной безопасности.

Продолжена практика проведения многосторонних многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества. Принята Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств – участников СНГ.

Получило развитие сотрудничество между структурными подразделениями Исполнительного комитета СНГ и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации Меморандума об углублении взаимодействия от 27 ноября 2018 г.

3. Продолжено интенсивное развитие двусторонних отношений с государствами СНГ и Грузией.

В целях практического наполнения белорусско-азербайджанского партнерства и реализации договоренностей на высшем уровне развивались межправительственный и межведомственный диалог, реализация проектов промышленной кооперации и в сельском хозяйстве. Председатель Милли Меджлиса Азербайджанской Республики принял участие в церемонии открытия II Европейских игр.

Поддерживались активные контакты с Арменией, ключевыми событиями которых стали рабочий визит в Беларусь Президента Республики Армения А.Саркисяна (30 июня — 2 июля), в ходе которого он посетил церемонию закрытия II Европейских игр, и встреча  Президента Республики Беларусь А.Лукашенко с Премьер-министром Армении Н.Пашиняном в г.Ереване (1 октября).

Стратегический характер сотрудничества в политической, торгово-экономической и иных сферах с Казахстаном подтвержден в ходе официального визита Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в Республику Казахстан (25 октября), в рамках которого состоялось торжественное открытие нового комплекса зданий Посольства Республики Беларусь в г.Нур-Султане.

Развитию белорусско-кыргызских отношений способствовали активные контакты по линии всех ветвей власти в рамках ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и ШОС. Состояние и перспективы дальнейшего сотрудничества обсуждены главами двух государств в рамках саммита ОДКБ в г.Бишкеке (28 ноября).

Получил дальнейшее развитие белорусско-молдавский диалог на высшем и высоком уровнях. Состоялось два рабочих визита (10 апреля и 20 июня) Президента Республики Молдова И.Додона в Республику Беларусь, проведена двусторонняя встреча на уровне глав правительств в рамках инвестиционного саммита ЕБРР для стран «Восточного партнерства» в г.Лондоне (22 ноября).

Укреплению позитивной динамики белорусско-таджикских отношений способствовало проведение официального визита Президента Таджикистана Э.Рахмона в Беларусь (28-30 июня) и его участие в церемонии закрытия ІІ Европейских игр.

На многосторонних и интеграционных площадках осуществлялся конструктивный диалог с Туркменистаном. На полях заседания Совета глав государств СНГ  в г.Ашхабаде состоялась двусторонняя встреча (11 октября) президентов Беларуси и Туркменистана. Проведен белорусско-туркменский бизнес-форум, активно развивалось сотрудничество по линии внешнеполитических ведомств двух стран.

Углублению белорусско-узбекского сотрудничества способствовало проведение официального визита в нашу страну Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева (31 июля – 1 августа), в рамках которого проведен Форум регионов Беларуси и Узбекистана.

Продолжилось активное взаимодействие с Украиной в политической, торгово-экономической и иных сферах. Дальнейшее развитие получили межрегиональные связи. Проведено первое заседание белорусско-украинской Рабочей группы по вопросам межрегионального и трансграничного сотрудничества. 3-4 октября в г. Житомире состоялся второй Форум регионов Беларуси и Украины, в работе которого приняли участие президенты двух стран. Серьезно активизировался межотраслевой диалог. Проведены заседания 14 белорусско-украинских рабочих групп по различным направлениям двустороннего взаимодействия.

Продолжался динамичный диалог на высшем и высоком уровнях с Грузией. Состоялись рабочий визит Президента Грузии С.Зурабишвили в Республику Беларусь (20-21 июня), официальный визит Премьер-министра Грузии М.Бахтадзе (23 августа). Значимым событием в гуманитарной сфере стало проведение в г.Минске фестиваля «Тбилисоба».

В течение года было проведено 6 заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству со странами региона.

4. В отношениях с Европейским союзом закреплена позитивная динамика сотрудничества, которое становится все более насыщенным и предсказуемым.

В ходе визита в Беларусь Еврокомиссара по бюджету и кадровым ресурсам Г.Эттингера (18 февраля) достигнуты договоренности о совместном планировании технического содействия ЕС для Беларуси на 2021 – 2027 годы. Организованы визиты в г.Минск члена Европарламента от Литвы Р.Паксаса (2 мая), вице-президента Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) В.Худака (24 июля), делегации Рабочей группы Совета ЕС по Восточной Европе и Центральной Азии (КОЭСТ) (8-9 июля), заместителя гендиректора Еврокомиссии по вопросам соседства М.Поповского (30 – 31 октября).

Министр иностранных дел В.Макей принял участие в ежегодном совещании министров иностранных дел и конференции высокого уровня «Восточного партнерства» в г.Брюсселе (13-14 мая) и встрече глав МИД стран «Восточного партнерства» в г. Стокгольме (5 ноября).

Продолжила функционировать Координационная группа Беларусь – ЕС (состоялись заседания 24-25 апреля в г.Минске и 17-18 декабря в г.Брюсселе). Проводились отраслевые диалоги в области экономики и финансов, торговли и таможни.

МИД оказывал содействие белорусским представителям отраслевых органов госуправления в работе по линии многочисленных форматов сотрудничества «Восточного партнерства». В порядке координации участия белорусских бенефициаров в программах трансграничного сотрудничества ЕС «Польша-Беларусь-Украина» и «Латвия-Литва-Беларусь» и упрощения порядка освоения соответствующих средств разработаны специальные Указ Президента Республики Беларусь и постановление Совета Министров и обеспечено их принятие.

В рамках интенсивного расширения инвестиционного сотрудничества с ЕС подписаны соглашения с Европейским инвестиционным банком, направленные на реконструкцию участка автодороги М7 «Минск – Вильнюс» и пункта пропуска «Каменный Лог» на сумму 110 млн.евро и модернизацию систем очистки воды на сумму 66 млн.евро.

Завершены переговоры с ЕС по соглашениям об упрощении выдачи виз и реадмиссии.

5. Дополнительную динамику получили двусторонние отношения со странами Европы.

Достиг беспрецедентного уровня политический диалог с Австрией. Состоялись первый в истории двусторонних отношений официальный визит в эту страну Президента Республики Беларусь А.Лукашенко (11-12 ноября), визиты в Беларусь Федерального канцлера Австрии С.Курца (28-29 марта), Федерального министра по вопросам Европы, интеграции и иностранных дел К.Кнайсль (15-16 января). Продолжилось активное взаимодействие в торгово-экономической и инвестиционной сферах, развитие межрегиональных связей.

Проводилась последовательная работа по повышению эффективности политических контактов с Болгарией. На полях декабрьского СМИД ОБСЕ состоялась встреча министров иностранных дел, возобновлена практика проведения политических консультаций на уровне заместителей министров иностранных дел. Продолжено обсуждение возможностей реализации совместных проектов в торгово-экономической сфере.

Важным импульсом для развития отношений Беларуси и Венгрии стал официальный визит в Беларусь Министра иностранных дел и внешней торговли Венгрии П.Сийярто (14 января), который был принят Президентом и Премьер-министром Республики Беларусь. В числе подписанных двусторонних документов – межправительственное соглашение о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.

Отличались активностью контакты с Германией как в политической, так и в экономической областях. Состоялись визиты Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея в Германию (20-22 октября), Государственного секретаря Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ У.Нуссбаума (25-27 сентября), парламентского секретаря Федерального министерства внутренних дел, строительства и регионального развития ФРГ Ш.Майера (28 июня – 1 июля), председателя Германско-Белорусской парламентской группы М.Хауптманна (20-23 июня) и других членов группы в Беларусь. Проведены очередное заседание Белорусско-Германского неправительственного совета делового сотрудничества (1 июля), 3-й Белорусско-Германский экономический форум в г. Миттвайде (5 ноября), Белорусский экономический форум в Баварии (13 ноября).

Официальный визит Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в г.Анкару (16 апреля) стал главным событием года в белорусско-турецких отношениях. Переговоры на высшем уровне сопровождались проведением очередного заседания совместной межправительственной экономической комиссии и двустороннего делового форума, на котором были подписаны контракты на поставку белорусской продукции в Турцию на сумму более 300 млн. долларов США. В развитие политического диалога на высшем уровне состоялся официальный визит Министра иностранных дел Турецкой Республики М.Чавушоглу в Республику Беларусь (27-28 августа).

Позитивной динамикой характеризовались отношения с Испанией. Акцент делался на развитии межрегиональных связей, поиске новых возможностей для торгово-эконмического и инвестиционного взаимодействия. Проведены первые межмидовские консультации по консульским вопросам.

Белорусско-итальянские отношения характеризовались позитивной динамикой. Осуществлен визит в г.Рим Премьер-министра Республики Беларусь С.Румаса (6-8 февраля), в ходе которого также проведено 2-е заседание Межправительственной Белорусско-Итальянской комиссии по экономическому сотрудничеству с приуроченным к нему двусторонним бизнес-форумом; в г.Минске открыт офис Итальянского торгового агенства ИЧЕ.

Дальнейшее развитие получило взаимодействие с Латвией. Диалог на уровне руководителей внешнеполитических ведомств осуществлялся в ходе рабочего визита Министра иностранных дел Латвии Э.Ринкевичса в Беларусь (19-20 июля), ежегодной сессии Генассамблеи ООН в г.Нью-Йорке (25 сентября) и СМИД ОБСЕ в г.Братиславе (4-5 декабря). Продолжены межпарламентские контакты, взаимодействие по линии силовых ведомств, органов государственного контроля, таможенных, пограничных и спасательных служб. В г.Минске состоялись 14-е заседание белорусско-латвийской Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, встреча Совета делового сотрудничества.

«Сквозной» темой двустороннего взаимодействия стала подготовка к Чемпионату мира по хоккею, который состоится в 2021 году в гг. Минске и Риге.

Сохранило позитивную динамику торговое и инвестиционное сотрудничество с Литвой. Тем не менее, риторика литовской стороны в отношении строительства Белорусской АЭС оставалась доминирующим фактором, сдерживающим развитие двусторонних политических и межведомственных контактов.

В качестве одного из элементов формирования предпосылок для восстановления политического диалога необходимо рассматривать первый за несколько лет визит в Литву высокого уровня – посещение  г.Вильнюса и контакты с руководством страны заместителя Премьер-министра Беларуси И.Петришенко, принявшего участие в церемонии перезахоронения останков К.Калиновского (22 ноября).

Продолжен позитивный трек развития двустороннего диалога с Нидерландами. Состоялся первый визит в Беларусь нидерландской парламентской делегации (24-25 марта), проведен очередной раунд межмидовских политических консультаций (28 мая), на полях СМИД ОБСЕ в г.Братиславе (4-5 декабря) прошла очередная встреча министров иностранных дел.

Положительной была динамика отношений с Польшей. Впервые в истории двусторонних отношений 11-14 февраля состоялся официальный визит в Польшу Председателя Совета Республики Национального собрания М.Мясниковича; прошли переговоры и встречи с Президентом, Премьер-министром, маршалами Сейма и Сената Польши, рядом министров, белорусским меньшинством. Вошел в системное русло межмидовский диалог: состоялись встречи министров иностранных дел на полях Генассамблеи ООН в г.Нью-Йорке (24 сентября) и СМИД ОБСЕ в г.Братиславе (5 декабря). Продолжена активная работа по линии силовых и оборонных ведомств. В гг.Варшаве и Бресте прошли переговоры Госсекретаря Совета Безопасности Беларуси С.Зася с Главой Бюро национальной безопасности Польши П.Солохом (31 августа). Продолжен интенсивный межпарламентский диалог, по линии профильных ведомств, ответственных за транспорт, здравоохранение, соцобеспечение, охрану границ, образование, культуру.

Реализованы конкретные договоренности и мероприятия по развитию многопланового сотрудничества с Румынией, прежде всего, в торгово-экономической сфере. Получил развитие межведомственный диалог в сферах сельского и лесного хозяйства, по линии антимонопольных ведомств, в сферах транспорта и связи.

Главным событием белорусско-сербских отношений стал официальный визит Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в Сербию (2-3 декабря). В рамках приуроченного к визиту Белорусско-Сербского бизнес-форума подписаны контракты на сумму 115 млн. долларов США. Официальному визиту Главы белорусского государства предшествовали двусторонняя встреча президентов Беларуси и Сербии на полях форума «Один пояс, один путь» в г.Пекине (26 апреля) и посещение Президентом Сербии А.Вучичем II Европейских игр в г.Минске (22 июня). Вопросы укрепления и расширения торгово-экономических связей обсуждались также в рамках прошедших в г.Москве переговоров глав правительств Беларуси и Сербии (25 октября). Контакты на уровне руководителей внешнеполитических ведомств двух стран состоялись на полях Генассамблеи ООН в г.Нью-Йорке (27 сентября) и г.Белграде (2 декабря).

Состоявшийся впервые в истории белорусско-словацких отношений официальный визит в Республику Беларусь (3-4 июня) Председателя Национального собрания Словацкой Республики А.Данко придал импульс развитию межпарламентского взаимодействия.

Председательство Словакии в ОБСЕ и Вышеградской группе способствовало активизации межмидовского диалога: состоялись встреча министров иностранных дел двух стран в ходе Генассамблеи ООН в г.Нью-Йорке (26 сентября), обмен визитами на уровне заместителей руководителей внешнеполитических ведомств. В г.Минске проведено 14-е заседание Белорусско-Словацкой совместной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (23-24 октября). Активизировано межрегиональное сотрудничество.

В отношениях с Финляндией и Швецией ключевым событием стал совместный визит в Беларусь министров иностранных дел П.Хаависто и А.Линде, которые были приняты Главой белорусского государства (25 ноября).

В течение года проведена встреча министров иностранных дел Беларуси и Финляндии в рамках Генассамблеи ООН в г.Нью-Йорке (27 сентября), состоялось открытие нового офиса Посольства Финляндии в г.Минске (18 апреля), проведены межмидовские консультации (14 июня).

Состоялся визит Министра иностранных дел Беларуси в Швецию (5 ноября), эту страну также посетили белорусские делегации во главе с министрами природных ресурсов и охраны окружающей среды и транспорта и коммуникаций ( 9-10 декабря). В рамках межпарламентского взаимодействия делегация шведской комиссии по вопросам обороны, в состав которой входил ряд депутатов Риксдага, посетила Беларусь (20 марта), белорусские парламентарии совершили визиты Швецию для участия в многосторонних мероприятиях (5-6 ноября).

Активно развивалось белорусско-французское сотрудничество. Проведен ряд мероприятий, многие из которых были организованы впервые в истории двусторонних отношений: визит в Беларусь делегации Сената Франции (15-19 апреля), белорусско-французско-немецкие политические консультации (29 мая),  визит в Беларусь делегации Министерства обороны Франции (25 марта). Начала свою деятельность Белорусско-французская ассоциация развития экономического сотрудничества «БелФранторгинвест».

Обеспечено динамичное развитие белорусско-чешского взаимодействия. Состоялись межмидовские консультации ( 31 января),  11-е заседание Белорусско-Чешской смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству и четырех рабочих групп в области промышленности, энергетики, научно-технического сотрудничества и сельского хозяйства (18 апреля). Проведен ряд крупномасштабных мероприятий экономической направленности в Чехии и Беларуси. Продолжилось взаимодействие на региональном уровне и межведомственное сотрудничество.

Вышли на новый уровень двусторонние отношения со Швейцарией. Повышен статус дипломатического представительства Швейцарии в Беларуси до Посольства. Состоялись визиты в Швейцарию на уровне Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь (4-6 июня и 9-10 июля), Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь (20-21 февраля), обмен визитами руководителей парламентских групп дружбы, руководителей Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству Федерального департамента иностранных дел. В г. Женеве прошел двусторонний бизнес-форум с участием Министра иностранных дел Республики Беларусь (8 апреля), в г. Минске проведено очередное заседание Белорусско-Швейцарского делового совета (26 ноября). В г. Берне состоялись межмидовские консультации (12 декабря). Назначен почетный консул Республики Беларусь в г. Праттельне (Швейцария).

Почетное консульство Беларуси также открыто и в г.Шане (Лихтенштейн).

Состоявшаяся в рамках СМИД ОБСЕ в г.Братиславе встреча министров иностранных дел Беларуси и Эстонии (5 декабря) обозначила перспективы двусторонних контактов на высоком уровне в 2020 году.

Активно развивались двусторонние отношения со странами, где белорусские посольства аккредитованы по совместительству:

Боснией и Герцеговиной (20 июня состоялся первый в истории визит Председателя Президиума БиГ М.Додика в Республику Беларусь, 19 сентября г.Минск посетила делегация руководства Республики Сербской БиГ на уровне вице-премьера и министра физического планирования, строительства и экологии, а также  министра сельского, лесного и водного хозяйства);

Данией (осуществлена параллельная аккредитация новых послов двух стран);

Кипром (в рамках мероприятий Генассамблеи ООН 25 сентября проведена встреча министров иностранных дел двух стран и подписан двусторонний Меморандум о взаимопонимании и политических консультациях, 4 ноября впервые проведены консультации по консульским вопросам, поддерживалась позитивная динамика межпарламентского сотрудничества);

Мальтой (2-3 декабря реализован визит белорусской делегации во главе с заместителем Министра экономики);

Норвегией (на полях многосторонних мероприятий проведено две встречи министров иностранных дел двух стран, активизирован межпарламентский диалог, 2-3 апреля после длительного перерыва состоялось заседание Смешанной белорусско-норвежской комиссии по международному автомобильному сообщению);

Хорватией (8 октября в экспертной конференции на платформе «Минского диалога» принял экс-президент Хорватии С.Месич, состоялась его встреча с Главой белорусского государства;  25 сентября в рамках участия в 74-й сессии Генассамблеи ООН в г. Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел двух стран, 5 марта проведены белорусско-хорватские межмидовские консультации).

6. В отношениях с Соединенными Штатами поступательно восстанавливалась атмосфера взаимного доверия. Наблюдался рост взаимной торговли товарами и услугами, развивался диалог по вопросам прав человека, борьбы с торговлей людьми и организованной преступностью. Реализован визит в Беларусь (29 августа) советника Президента США по национальной безопасности Дж.Болтона, по приглашению американской стороны в г.Варшаве (31 августа) прошли консультации секретарей советов безопасности Беларуси, Польши, США и Украины.  17 сентября состоялся визит в Беларусь заместителя Госсекретаря США по политическим вопросам Д.Хэйла, по итогам которого сторонами заявлено о намерении восстановить двусторонние дипломатические отношения на уровне послов.

Продолжено развитие диалога с Канадой. Проведен очередной раунд межмидовских консультаций (12 апреля). В рамках развития межрегионального сотрудничества организованы визиты белорусских бизнес-делегаций, проведены экономические мероприятия по Беларуси в ряде канадских провинций.

7. 2019 год отмечен продвижением сотрудничества по всему спектру отношений с государствами Азии.

Традиционно высокая динамика развития взаимодействия и стратегического партнерства с Китаем подкреплена встречами Президента Республики Беларусь А.Лукашенко с Председателем КНР Си Цзиньпином «на полях» Второго форума международного сотрудничества «Пояс и Путь» в г.Пекине (26 апреля), а также в ходе проведения заседания Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в г.Бишкеке (14 июня).

Региональным продолжением Пекинского форума стал Международный форум в рамках инициативы «Пояс и Путь» в Индустриальном парке «Великий камень» (2 июля). За 2019 год в Парке зарегистрирован 21 резидент, отмечен рост интереса к проекту со стороны европейских партнеров. В двусторонней торговле отмечен рост белорусского экспорта, основным драйвером которого стали поставки на китайский рынок продуктов питания. В сфере гуманитарного сотрудничества год прошел под знаком «Года образования Беларуси в Китае». Подписано межправительственное Соглашение о взаимном признании документов об образовании и документов об ученых степенях (23 мая).

В целях укрепления политической основы отношений со странами региона поддерживался диалог на высшем и высоком уровнях c Индией. Проведены встречи Президента Республики Беларусь А.Лукашенко с Премьер-министром Индии Н.Моди «на полях» заседаний Совета глав государств-членов (СГГ) ШОС в г.Бишкеке (14 июня), министров иностранных дел двух стран – в рамках участия в 74-й сессии Генассамблеи ООН (25 сентября). Продолжается реализация на территории Беларуси совместных с индийской стороной проектов в фармацевтической сфере.

В 2019 году возобновились темпы развития отношений с Пакистаном. Импульс политическому диалогу между двумя странами придала встреча Главы белорусского государства с Премьер-министром Пакистана И.Ханом «на полях» заседания СГГ ШОС в г.Бишкеке (14 июня). Политические контакты продолжились в г.Исламабаде в ходе четвертого раунда консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран (25- 26 ноября).

Поддержанию высокой динамики белорусско-вьетнамского диалога способствовали проведение визита во Вьетнам заместителя Премьер-министра Республики Беларусь (23-27 сентября), в ходе которого официально открыт первый совместный завод по сборке белорусской автомобильной техники во Вьетнаме, официальный визит в Беларусь председателя Национального собрания Социалистической Республики Вьетнам (12-15 декабря).

Ключевым направлением взаимодействия Беларуси с Индонезией стала торгово-экономическая сфера. Развитие диалога между ЕАЭС и Индонезией зафиксировано в подписанном 18 октября в г.Джакарте Меморандуме о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Индонезией.

Существенный подъем отмечен в отношениях Беларуси с Монголией. Монгольской стороной принято решение об открытии дипломатического представительства в г.Минске. Подписано и ратифицировано Генеральное соглашение о предоставлении Монголии кредита на поставку белорусской пожарной и сельскохозяйственной техники (22 апреля). Сторонами активно прорабатывается проект создания  первого в Монголии молочного кластера.

Последовательно развиваются связи с Бангладеш. Проведены межмидовские консультации  (10-12 декабря), визит в Беларусь министра торговли Бангладеш (23 апреля), первое заседание Совместной Белорусско-Бангладешской комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству (23 апреля, г.Минск).

Под знаком инновационного сотрудничества развивалось взаимодействие с Республикой Кореей. Национальная экспозиция Беларуси была представлена на корейской выставке автоматизированных производств «Smart Factory+Automation World» (27-29 марта, г.Сеул). 9-10 апреля в г.Минске состоялись третье заседание Совместной Белорусско-Корейской рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству, шестой Белорусско-Корейский научно-технический форум «Наука. Инновации. Производство». Белорусская сторона получила возможность изучения опыта Республики Корея в построении цифровой экономики путем участия в первом пилотном проекте «Цифровая трансформация национальной экономики Республики Беларусь» в рамках корейской Программы обмена знаниями (KSP).

В рамках развития сотрудничества с Ираном реализован визит в г.Минск делегации иранских бизнес-кругов (11-14 июня), в г.Тегеране проведены межмидовские консультации (10 июля).

Продолжил свое наполнение диалог с Японией. Президентом Республики Беларусь был принят Министр по вопросам восстановления Японии Х.Ватанабэ (30 июня). Состоялись визиты специального советника Премьер-министра Японии К.Соноуры в Беларусь (22-23 июня) и Министра по чрезвычайным ситуациям Беларуси В.Ващенко в Японию (14 декабря). Впервые в истории двусторонних отношений в Беларусь назначен Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии. Проведен ряд экономических мероприятий, включая проведение второго белорусско-японского экономического форума в г.Минске (18 сентября), участие японского бизнеса в многосторонних экономических мероприятиях по Беларуси в гг.Токио , Фукуоке, Гонконге.

Проведение в Камбодже очередного заседания совместного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству (22 – 26 июля) позволило выявить новые перспективные направления дальнейшего развития двусторонних связей.

8. На развитие дружественных и взаимовыгодных отношений Республики Беларусь со странами Африки и Ближнего Востока оказывали влияние сложная региональная ситуация, продолжающиеся конфликты в Сирии, Йемене, Ливии, политическая нестабильность в целом ряде африканских и ближневосточных стран, напряженность в Персидском заливе.

Продолжена системная работа по развитию отношений со странами Африки, а также поиск новых «опорных точек» на африканском континенте. Достигнут динамичный прирост суммарного экспорта белорусской продукции в Африку.

С Алжиром осуществлялась работа по созданию совместного сборочного производства техники ОАО «МАЗ», организации первого заседания межправительственной комиссии для обсуждения совместных проектов в промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической и образовательной сферах.

Первый в истории белорусско-египетских отношений официальный визит в нашу страну Президента Египта А.Ф.ас-Сиси (19 июня) придал новый импульс развитию двустороннего сотрудничества. Осуществляется практическая реализация на территории Египта ряда совместных проектов в области машиностроения, научно-технического сотрудничества, а также в области образования.

Взаимодействие с Зимбабве значительно активизировано в результате визита в Беларусь Президента этой страны Э.Мнангагвы (17 января). Стороны вышли на договоренности по реализации в Зимбабве крупных контрактов и совместных проектов.

Проведены Национальная экспозиция Республики Беларусь и бизнес-форум в Кении (1-3 августа), подписаны соглашения о строительстве в этой стране завода железобетонных конструкций и рыбоводческой фермы, достигнуты договоренности о поставках в Кению автотракторной техники и оборудования с последующим созданием сборочного производства белорусских тракторов.

Существенную динамику приобрел диалог с Объединенными Арабскими Эмиратами. Состоялись первый визит Наследного принца Абу-Даби, Заместителя Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами ОАЭ шейха Мохаммеда бен Заида аль-Нахайяна в Беларусь (13 сентября) и визит Президента Республики Беларусь А.Лукашенко в ОАЭ (ноябрь). В течение года Глава белорусского государства провел две встречи с Вице-Президентом, Премьер-министром и Министром обороны ОАЭ шейхом М. бен Рашидом аль-Мактумом (24 июня).

Впервые организованы Дни культуры Беларуси в ОАЭ (29-30 января). Белорусская команда успешно выступила на специальных олимпийских играх в г.Абу-Даби (26 марта), а высокая эмиратская делегация посетила открытие II Европейских игр в г.Минске ( 21-22 июня). Подписано двустороннее соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан Беларуси и ОАЭ (24 июня).

В традиционно дружественном русле развивались отношения с Сирией. Ответный официальный визит в Республику Беларусь Заместителя Премьер-министра – Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В. аль-Муаллема (22 июля),  в ходе которого он был принят Главой белорусского государства, придал дополнительный импульс развитию политического диалога между двумя странами, а также позволил обозначить приоритетные направления взаимодействия в вопросах постконфликтного восстановления Сирии. Продолжено сотрудничество в гуманитарной сфере, осуществлена доставка очередного, четвертого груза гуманитарной помощи из Республики Беларусь, на базе Республиканского государственного училища олимпийского резерва впервые проведены совместные белорусско-сирийские спортивные юношеские сборы, в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» отдохнули почти 450 сирийских детей.

Несмотря на осложнение внутриполитической ситуации в Судане, продолжается взаимодействие с Хартумом по вопросам реализации совместных проектов. В ходе встречи министров иностранных дел Беларуси и Судана на полях Генассамблеи ООН (24 сентября) подтверждена готовность сторон развивать сотрудничество прежними темпами и выполнять достигнутые ранее договоренности.

9. Продолжилось расширение географии связей со странами Латинской Америки, наращивание политического диалога высокого уровня с нашими приоритетными партнерами, выстраивание экономического сотрудничества с регионом в целом.

В декабре установлены дипломатические отношения с Содружеством Багамских островов и Барбадосом. С этого момента Республика Беларусь имеет дипотношения со всеми 33 государствами Латинской Америки и Карибского бассейна.

Импульс дальнейшему развитию торгово-экономического сотрудничества с АргентинойПарагваем и Чили придал визит в эти страны белорусской делегации во главе с заместителем Председателя  Правления Национального банка Республики Беларусь (23-30 июня).

26-29 июня в Аргентине в рамках 25-й Международной выставки сельского хозяйства и животноводства «Агроактива-2019» впервые была представлена Национальная экспозиция Республики Беларусь.

На поиск путей увеличения белорусского экспорта в Бразилию было нацелено углубление сотрудничества между регионами двух стран, проведение международного бизнес-форума «Go Eurasian Markets».

Придать импульс сотрудничеству Беларуси с Венесуэлой был призван визит официальной белорусской делегации во главе с Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь И.Ляшенко в г.Каракас (9-12 января). Продолжено конструктивное взаимодействие Беларуси и Венесуэлы на площадках международных организаций.

В рамках активизации усилий по продвижению интересов Беларуси в латиноамериканском регионе в 2019 году открыто Посольство Беларуси в Колумбии.

Состоявшийся 22-24 октября официальный визит в Беларусь Президента Республики Куба М.Диас-Канеля Бермудеса подтвердил стратегический характер белорусско-кубинских отношений и позволил определить шаги для дальнейшего развития двустороннего взаимодействия в торгово-экономической и иных перспективных сферах.

Реализованы визиты Министра науки, технологий и окружающей среды Кубы Э.Перес Монтойя в Беларусь (25 июня) и Министра промышленности Республики Беларусь П.Утюпина в г.Гавану (4 ноября).

Перспективы расширения политического и торгово-экономического сотрудничества Беларуси с Чили как в двустороннем формате, так и по линии ЕАЭС – Тихоокеанский альянс рассмотрены в ходе консультаций между министерствами иностранных дел (3 сентября).

10.  На многостороннем треке знаковым событием стала организованная Беларусью совместно с ООН международная конференция «Борьба с терроризмом при помощи инновационных подходов и использования новых и возникающих технологий» (3–4 сентября, г.Минск). Уникальный охват конференции позволил впервые собраться вместе в таком формате государствам-участникам ОБСЕ и государствам-членам АСЕАН.

Сохранение актуальности инициативы Беларуси по улучшению координации международных усилий по борьбе с торговлей людьми подтвердило принятие Генеральной ассамблеей ООН консенсусом инициированной нашей страной резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми», соавторами которой стали 80 государств. Закреплению ведущей роли Беларуси в этой сфере способствовало присоединение к многосторонней информационной акции ООН «Голубое сердце», средства от осуществления которой направляются на оказание юридической, финансовой, гуманитарной помощи жертвам торговли людьми.

Символично, что Беларусь поддержала эту акцию в период своего председательства в работе 28-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Проведение на этой сессии специального мероприятия о роли технологий в совершении преступлений, связанных с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, и противодействии данному виду преступности в развитие принятой в 2018 году белорусской резолюции свидетельствует о последовательной работе Беларуси на этом направлении.

Значимым вкладом нашей страны в сотрудничество в рамках ООН по вопросам предупреждения преступности стало принятие консенсусом на 28-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию инициированной Беларусью резолюции «Укрепление участия всех членов общества в предупреждении преступности».

Велась целенаправленная работа по вопросам соблюдения международных обязательств Беларуси в области прав человека, включая составление национальных докладов в соответствии с международными договорами, проведение совместных мероприятий с международными и национальными партнерами, привлечение международной экспертной помощи, обеспечение двусторонних диалогов по правам человека с заинтересованными государствами.

В связи с 30-летием принятия Конвенции ООН о правах ребенка специальные мероприятия состоялись как на национальном, так и международном уровнях, в том числе представлен опыт Беларуси в развитии инициативы городов, дружественных детям и подросткам, в рамках 40-й сессии Совета ООН по правам человека в г.Женеве.

Организован первый визит в Беларусь заместителя Генерального секретаря, исполнительного директора Фонда ООН в области народонаселения Н.Канем (6-9 декабря).

Продолжено активное участие нашей страны в продвижении миротворческой повестки дня ООН. Созданы предпосылки для расширения географии и количественного вклада Беларуси в деятельность операций ООН по поддержанию мира.

Членство Беларуси в Исполнительном совете ЮНЕСКО позволило активизировать сотрудничество с Организацией. Реализованы визиты в нашу страну двух заместителей Генерального директора и координатора национальных комиссий по делам ЮНЕСКО.

Инициативы Беларуси, касающиеся развития сотрудничества по реализации Целей устойчивого развития, укрепления потенциала национальных комиссий по делам ЮНЕСКО, роли перевода в качестве механизма сближения наций, продвижения спортивной тематики в контексте II Европейских игр были учтены в программных документах Организации. ЮНЕСКО одобрила белорусские предложения в Список памятных дат, утвердила национальные заявки в рамках Программы участия.

В Беларуси и за рубежом прошли мероприятия под знаком 65-летия членства Беларуси в ЮНЕСКО, широко отмечалось 200-летие со дня рождения С.Монюшки (юбилей включен в Список памятных дат ЮНЕСКО),  реализован ряд значимых проектов в сфере культуры, науки, образования и профилактики здорового образа жизни.

Результатом работы по расширению белорусского присутствия в списках ЮНЕСКО явилось включение элемента «Весенний обряд “Юрьевский хоровод”» в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Беларусь продолжила ответственное выполнение своих обязательств по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и достижению Целей устойчивого развития (ЦУР). Ключевым тематическим мероприятием  в 2019 году стал первый Национальный форум по устойчивому развитию (24 января), проведением которого Беларусь осуществила промежуточный обзор достижения ЦУР на всех трех уровнях (международном, региональном, национальном) в соответствии с Повесткой-2030.

В 2019 году Республика Беларусь была избрана председателем Европейской экономической комиссии ООН на 2019–2021 годы и впервые возглавила главный исполнительный орган региональной экономической организации системы ООН. В этот период Постоянный представитель Беларуси при международных организациях в г.Женеве Ю.Г.Амбразевич руководит Исполнительным комитетом Комиссии.

Постоянный представитель Беларуси при международных организациях в г.Вене Е.Н.Купчина впервые избрана председателем 28-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (КПУПП) — центрального органа системы ООН, отвечающего за формулирование международных подходов в области предупреждения преступности и осуществления уголовного правосудия в таких сферах, как борьба с транснациональной организованной преступностью, коррупцией, торговлей людьми. Представитель Беларуси возглавляла КПУПП впервые.

С государствами-единомышленниками была продолжена работа по отстаиванию интересов стран со средним уровнем дохода в контексте устойчивого развития. В рамках Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) были приняты  инициированные Беларусью стратегические рамки партнерства со странами со среднем уровнем дохода. В ходе этой сессии Беларусь была переизбрана на новый срок в состав Совета по промышленному развитию ЮНИДО.

Важным для Беларуси событием стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН консенсусом белорусской резолюции «Долговременные последствия чернобыльской катастрофы».

Укреплялось плотное взаимодействие с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В рамках подготовки к вводу в эксплуатацию Белорусской АЭС успешно проведены две миссии Агентства: по вопросам государственной системы учета и контроля ядерных материалов (ISSAS) и по анализу эксплуатационной безопасности АЭС для оценки ее готовности к вводу в эксплуатацию (pre-OSART). Активно осуществлялась экспертная и консультационная помощь МАГАТЭ, в том числе в рамках реализации проектов технического сотрудничества. Это взаимодействие будет продолжено в рамках обновленной программы технического сотрудничества МАГАТЭ на 2020–2021 годы.

В контексте осуществления последовательной политики в сфере разоружения и контроля над вооружениями Беларусь продолжила активно отстаивать национальные интересы на многосторонних площадках Конференции по разоружению в г.Женеве, Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН в г.Нью-Йорке, Организации по запрещению химического оружия в г.Гааге, а также в рамках военно-политического измерения ОБСЕ в г.Вене.

Активно участвуя в заседаниях Координационного бюро и мероприятиях XVIII саммита Движения неприсоединения (ДН) (25-26 октября, г.Баку), Беларусь предпринимала последовательные усилия по укреплению авторитета этого международного объединения. Особый акцент сделан на формировании единого видения ДН таких тем, как устойчивое развитие, поддержка стран со средним уровнем дохода, противодействие торговле людьми, поддержка естественной семьи, разоружение и международная безопасность. Важным аспектом работы Беларуси в ДН являлся вклад в достижение компромисса между государствами-участниками ДН по спорным вопросам и выработку сбалансированной позиции Движения по актуальным вопросам международной повестки дня.

Была продолжена системная работа по поддержанию конструктивного взаимодействия с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), ее исполнительными структурами и институтами, словацким председательством Организации.

В г.Минске состоялась международная конференция Группы поддержки Шелкового пути Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ (апрель), по итогам которой была принята Минская декларация.

По приглашению белорусской стороны миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и ПА ОБСЕ приняли участие в международном наблюдении за парламентскими выборами в Республике Беларусь.

В развитие прагматичного взаимодействия с ключевыми структурами организации проведены визиты в Беларусь представителя по вопросам свободы СМИ А.Дезира (14 марта), председателя ПА ОБСЕ  Г.Церетели (29 апреля), генерального секретаря ОБСЕ Т.Гремингера (3-4 сентября), заместителя Председателя ПА ОБСЕ, специального координатора/главы Миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах М.Седерфельт (ноябрь).

Министр иностранных дел Беларуси принял участие в 26-м ежегодном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ в г.Братиславе (4-5 декабря).

Развивалось прямое проектное сотрудничество Беларуси с исполнительными структурами ОБСЕ во всех измерениях безопасности, проведена работа по согласованию третьего «пакета» совместных проектов.

Активное проектное взаимодействие осуществлялось с Советом Европы (СЕ), в том числе в рамках Плана действий СЕ для Беларуси на 2019 – 2021 гг. Продолжена работа по присоединению нашей страны к правовым инструментам и механизмам СЕ. В июне Беларусь присоединилась к Конвенции о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения (MEDICRIME).

Продолжена позитивная динамика диалога Национального собрания Республики Беларусь и Конгресса местных и региональных властей СЕ. Состоялась встреча (29 апреля) Главы белорусского государства с председателем Конгресса А.Кнапе (Австрия), по результатам которой достигнута договоренность о задействовании экспертного потенциала Совета Европы в целях совершенствования национального законодательства в сфере местного самоуправления.

Продолжен диалог с Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ). Миссия ПАСЕ приняла участие в наблюдении за парламентскими выборами в Беларуси.

Беларусь принимала активное участие в деятельности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), направленной на повышение авторитета организации и укрепление сотрудничества с другими международными и региональными структурами, усиление оборонного потенциала ОДКБ, развитие военно-технического сотрудничества. Поступательно развивалось взаимодействие государств-членов ОДКБ в сферах антикризисного реагирования, противодействия террористическим угрозам, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, пресечения использования информационно-коммуникационных технологий в экстремистских целях.

С 1 января 2020 г. Генеральным секретарем ОДКБ стал представитель Беларуси С.Зась.

11. Ключевым направлением работы МИД остается «экономическая дипломатия». В 2019 году обеспечены поставки белорусской продукции на рынки 177 стран. Экспорт товаров составил 32,94 млрд. долларов США, что на 2,9 процента меньше, чем в 2018 году.

Без учета продукции нефтяной сферы экспорт составил 26,4 млрд. долларов, что на 4,3 процента больше, чем за 2018 год. В стоимостном выражении прирост экспорта составил 1,1 млрд. долларов.

В рамках усилий МИД по достижению цели равного распределения экспортных поставок между тремя рынками – ЕАЭС, ЕС и регионами «дальней дуги» важнейшей задачей оставалось наращивание двустороннего трека взаимодействия с государствами Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, открытие новых и закрепление на имеющихся рынках сбыта.

МИД координировал работу по реализации мероприятий «дорожной карты» Национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 годы, планов совместных действий с отраслями и регионами по развитию торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, развитию товаропроводящей сети экспортеров за рубежом.

Обеспечена подготовка и проведение заседаний Межведомственного совета по внешнеторговой политике, Совета экспортеров при МИД, Организационного комитета для подготовки Национальной экспозиции Республики Беларусь на Всемирной выставке ЭКСПО-2020 в г.Дубае.

В рамках работы по совершенствованию системы государственной поддержки экспортеров издан инициированный МИД Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 2019 г. № 412 «О поддержке экспорта», предусматривающий возмещение экспортерам части расходов по участию в международных специализированных выставках и проведению оценки соответствия продукции в иностранных государствах.

Важное внимание МИД совместно с ИРУП  «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» было уделено работе по информационной поддержке экспорта. По итогам 2019 года на портале для экспортеров Export.by. зарегистрировано 5 394 белорусских и 542 иностранных предприятия, представлены сведения о 18 052 товарах и услугах.

В течение 2019 года совместно с белорусскими производителями и отраслевыми министерствами проводилась работа по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, предоставлению тарифных льгот, применению мер нетарифного регулирования с учетом национальных интересов, а также по предотвращению и минимизации последствий введения третьими странами мер по защите рынка в отношении белорусской продукции.

В рамках работы на площадке Евразийской экономической комиссии приняты решения об установлении на временной основе нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых видов сырья и комплектующих, используемых отечественными предприятиями в сферах машиностроения, сельскохозяйственной, пищевой, кондитерской, химической и швейной отраслей для производства готовой продукции.

Разработан и внесен на рассмотрение государств-членов ЕАЭС на площадке ЕЭК еще ряд инициативных предложений, предполагающих корректировку ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров с учетом интересов белорусских отраслей.

Принятые в 2019 году Евразийской экономической комиссией решения об установлении объемов тарифных квот на ввоз в Республику Беларусь мяса свинины, птицы, а также отдельных видов риса, происходящего из Вьетнама, позволят в полной мере удовлетворить имеющийся в стране спрос на соответствующие виды товаров, загрузить перерабатывающие мощности мясным сырьем.

С целью упрощения процедур внешней торговли продолжена координация работы республиканских органов госуправления и взаимодействие с ЕЭК по вопросу реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности на территории ЕАЭС.

По результатам защитных расследований, проводимых третьими странами в отношении белорусских товаров, удалось согласовать с украинской стороной принятие для ОАО «Мозырьсоль» добровольных ценовых обязательств, а также решений о непродлении антидемпинговой меры в отношении плит ДВП и неприменения антидемпинговой пошлины в отношении прутков из углеродистой и легированной стали.

По итогам проведенного Евросоюзом специального защитного расследования в отношении широкого перечня металлопродукции для Республики Беларусь выделена страновая квота по пяти основным категориям металлопродукции, поставляемой в ЕС, что в полном объеме сохранило возможность поставок белорусской продукции на европейский рынок.

В 2019 году проведено два раунда отраслевого диалога по торговле между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным Директоратом Европейской Комиссии по торговле.

В течение года осуществлялась координация деятельности рабочих групп по решению неурегулированных вопросов доступа товаров, работ и услуг на рынки Беларуси и России. Проведено заседание закрепленной за МИД рабочей группы по направлению «взаимная торговля и государственные закупки». Урегулированы вопросы ограничения участия белорусских производителей в открытых аукционах по закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации, принято решение о разработке проекта Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных закупок, поддержано предложение белорусской стороны о создании экспертной подгруппы для формирования единого перечня банков Беларуси и России в рамках реализации механизма предоставления банковских гарантий.

С момента активизации в 2016 году работы на треке ВТО удалось приблизиться к финальной стадии переговоров. Начата подготовка к рассмотрению в 2020 году пятой редакции проекта Доклада Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси (итоговый документ, определяющий условия членства страны в Организации). Начата работа по итоговому согласованию обязательств Беларуси в ВТО.

За период с 2016 по 2019 годы завершены двусторонние переговоры по доступу на рынки с 11 членами ВТО. Таким образом, общее количество двусторонних протоколов за весь период переговоров достигло 21. Интенсивные переговоры продолжаются с Бразилией, ЕС, Канадой, Коста-Рикой, США и Украиной.

12. В 2019 году подписано 88 двусторонних международных договоров: с государствами СНГ – 29, с государствами Азии – 25, Европы – 14, Африки – 6, Северной Америки – 5 и Южной Америки – 1; с международными организациями – восемь договоров кредитно-финансового характера.

В рамках различных международных организаций и интеграционных образований заключены 30 многосторонних международных договоров в различных областях сотрудничества.

Совместно с Советом Европы в г.Минске проведена третья конференция, посвящённая заключению, исполнению и толкованию международных договоров (19-20 сентября).

Совместно с секретариатом ВТО и представительством ПРООН в Беларуси в г.Минске организовано проведение национального семинара «Механизмы разрешения споров в рамках Всемирной торговой организации» (27-28 ноября).

Проведены три заседания Научно-консультативного совета по международному праву при МИД (март, июнь, сентябрь).

Организован визит в Республику Беларусь Генерального директора Всемирной организация интеллектуальной собственности (ВОИС) Ф.Гарри (3-5 июня), подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Беларуси и ВОИС.

13. Активный характер носило развитие двусторонней договорно-правовой базы по визовой тематике.

Принят Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 300 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», установивший новые подходы к нормативному регулированию безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан на территории Брестской и Гродненской областей. Для граждан 73 государств Указом № 300 предусмотрено увеличение срока безвизового пребывания в туристических целях до 15 суток.

В рамках реализации курса на дальнейшую либерализацию визового режима велась работа по внесению изменений в Указ Президента Республики Беларусь № 8 об установлении безвизового порядка въезда и выезда граждан и лиц с иным правовым статусом через международные пункты пропуска.

Согласованы проекты Указов Президента Республики Беларусь по введению безвизового режима в период подготовки и проведения в 2021 году в г.Минске Чемпионата мира по хоккею с шайбой, Всемирной шахматной олимпиады 2022 года и иных сопутствующих спортивных мероприятий (2020-2022 годы).

Завершена работа по согласованию с европейской стороной проектов соглашений об упрощении выдачи виз и реадмиссии.

Заключены международные договоры о внесении изменений в соглашения о безвизовых поездках с Объединенными Арабскими Эмиратами в части безвизовых поездок по общегражданским паспортам и Специальным административным районом Китайской Народной Республики Гонконг об увеличении срока безвизового пребывания. Белорусской стороной завершены внутригосударственные процедуры по ратификации обоих соглашений.

Подписано соглашение о безвизовых поездках граждан по всем типам паспортов с Албанией.

Ратифицировано обеими сторонами соглашение с Колумбией о взаимной отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, его вступление в силу ожидается в ближайшее время.

Подготовлены к подписанию соглашения о безвизовых поездках граждан по всем типам паспортов с Колумбией, Уругваем, по дипломатическим и служебным паспортам с Филиппинами.

В 2019 году вступили в силу соглашения и внесены изменения в ранее заключенные соглашения о безвизовом режиме по всем типам паспортов с Грузией, Сент-Китс и Невис, о внесении изменений в соглашение о взаимных поездках граждан с Черногорией в части отмены документов, подтверждающих цель поездки, по дипломатическим и служебным паспортам с Алжиром, о некоторых вопросах, связанных с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на международные спортивные мероприятия с Россией.

Продолжена работа над проектами международных договоров, регулирующих безвизовые поездки по дипломатическим, служебным или официальным паспортам, с Анголой, Бахрейном, Кенией, Мозамбиком, Непалом, Пакистаном, Саудовской Аравией, по национальным паспортам – с Гренадой, Республикой Корея, Македонией, Малайзией, Оманом, Перу, Сейшелами, Сингапуром.

Проведены межмидовские консультации по консульским вопросам с Венгрией, Грузией, Испанией, Кипром, Латвией, Литвой, Лихтенштейном, ОАЭ, Польшей, Россией, Туркменистаном, Турцией, Чехией, Швейцарией.

Большое внимание уделялось деятельности по защите законных прав и интересов юридических и физических лиц Республики Беларусь за рубежом, рассмотрению обращений граждан и оказанию помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации.

Правовая помощь предоставлялась лицам, задержанным правоохранительными органами иностранных государств, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях за рубежом, оказывалось содействие в эвакуации белорусских граждан из зон вооруженных конфликтов и родственникам умерших за рубежом белорусских граждан в транспортировке тел на родину для захоронения.

В текущем году в белорусские загранучреждения за оказанием различного рода правовой помощи обратилось более 3 000 белорусских граждан.

14. Получило дальнейшее развитие взаимодействие с белорусами зарубежья. В 2019 году состоялось пятое заседание Консультативного совета по делам белорусов зарубежья, в ходе которого были подведены итоги и согласованы совместные шаги по развитию партнерства государства и диаспоры. За значительный вклад в укрепление имиджа нашей страны за рубежом восемь зарубежных членов Совета были награждены юбилейной медалью “100 лет дипломатической службе Беларуси”.

В центре внимания находились совместные проекты по популяризации белорусской культуры и истории за рубежом, возвращению в Беларусь культурного наследия.

15. В 2019 году комплексное информационное сопровождение крупных международных мероприятий в Республике Беларусь было в числе приоритетных направлений работы МИД.

Расширен качественный и количественный компоненты взаимодействия МИД с представителями медиасообщества. Ряд знаковых медиа-мероприятий и инициатив реализованы впервые. Возросла интенсивность общения Министра, руководства и представителей МИД с авторитетными иностранными СМИ.

Продолжился устойчивый рост количества подписчиков аккаунтов МИД в социальных сетях.

Совместно с заинтересованными организован ряд пресс-туров в Республику Беларусь иностранных журналистов, в том числе из Китая и России.

В 2019 году для работы на территории нашей страны постоянную аккредитацию получили более 220 представителей зарубежных средств массовой информации, временную – свыше 800.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by