Размер шрифта:

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при Отделении ООН и других международных организациях С.Алейника (г.Женева, 25 марта 2004 года).

Заседание Рабочей группы Административного совета МОТ по социальному измерению глобализации

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемый господин Генеральный директор,

Уважаемый Президент Танзании,

Позвольте мне от имени Правительства Республики Беларусь выразить всестороннюю поддержку инициативе МОТ подготовить Доклад «Справедливая глобализация: создание возможностей для всех».

Мы высоко оцениваем результаты титанического труда, который проделала Всемирная комиссия по социальному измерению глобализации во главе с Президентом Объединенной Республики Танзания Бенжамином Уильямом Мкапа и Президентом Финляндской Республики Тарьей Халонен.

Попытки исследовать проблему глобализации в рамках различных специализированных международных структур и институтов предпринимались и раньше. Однако именно в этом Докладе авторы постарались взглянуть на проблему шире. Выводы Комиссии относительно состояния проблемы не новы, но предложения и рекомендации по ее решению носят смелый, амбициозный, а порой и инновационный характер. Считаем, что МОТ сделала правильный шаг создав под своей эгидой данную Комиссию. Уставные принципы этой уникальной в своем роде организации, среди которых обеспечение социального диалога на трехстороннем уровне (трипартизм), позволили максимально объективно дать оценку сложившейся ситуации.

Республика Беларусь полностью разделяет вывод Комиссии о том, что в настоящее время перед миром стоит острая необходимость придать глобализации новый характер.

Да, «…глобальная рыночная экономика продемонстрировала свою производительную мощь». Да, если мудро подходить к управлению ею, можно добиться материального прогресса, обеспечения достойного труда для всех и внести существенный вклад в дело сокращения бедности в мире.

Однако «…современный процесс глобализации ведет к весьма неоднородным результатам…». Разрыв между богатыми и бедными странами становится все более угрожающим. Глобализация при нынешней тенденции ее развития создает угрозу для культур и национальной самобытности малых государств, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Мы согласны, что существующий глобальный дисбаланс морально неприемлем и политически несостоятелен. «Для того чтобы изменить подобное положение вещей, надо не пытаться наскоком реализовать утопические идеи, а постепенно и скоординированно осуществлять преобразования…». Республика Беларусь в своей внутренней и внешней политике старается придерживаться именно таких подходов.

Республика Беларусь как молодое суверенное государство уже почувствовало на себе различные проявления глобализации. После обретения независимости в 1991 г. Беларусь столкнулась с более серьезными и сложными проблемами, чем ее соседи. Сильная зависимость от импорта сырья и энергоносителей, специализация в качестве производителя готовой продукции, а также необходимость преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС поставили ее в крайне неблагоприятное положение.

В этих условиях выбранная страной национальная модель развития – социально-ориентированной рыночной экономики, суть которой заключается в проведении эволюционного пути вместо шоковой терапии, позволяет одновременно сочетать в себе частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в процессе реформ для сопряжения экономической эффективности с высоким уровнем социальной защиты граждан.

Сегодня Беларусь – это динамично развивающаяся европейская страна. Согласно Докладу ООН о человеческом развитии 2003 года, в рейтинге стран по индексу человеческого развития Республика Беларусь заняла 53-е место из 175, являясь лидером среди стран СНГ и опережая ряд восточноевропейских государств. По данным Европейской экономической комиссии ООН Беларусь занимает третье место по показателю открытости экономики среди 17-ти европейских стран, входящих в ЦЕИ.

За последние 7 лет ВВП Беларуси увеличился на половину.

Уровень безработицы за последние 7 лет снизился до 3,1%.

Динамичное развитие экономики, гарантированное право на оплачиваемый труд, межнациональная и межконфессиональная стабильность в обществе делают Беларусь все более привлекательной для трудовых мигрантов: только в первом полугодии 2003 года в Беларусь приехало работать на основании подписанных договоров и контрактов почти в два раза больше иностранцев, чем за аналогичный период прошлого года.

Беларусь является участником всех основных международных договоров в области прав человека, конвенций МОТ и в полном объеме сотрудничает со всеми международными организациями системы ООН.

Господин Председатель,

По нашему мнению, представленный Доклад служит основой для дальнейших действий. В то же время, принимая во внимание масштабность работы, в Докладе есть ряд спорных моментов, пробелов. Это, в свою очередь, требует продолжения и совершенствования работы с привлечением максимального числа заинтересованных сторон.

Так, например, в Докладе мало внимания уделено ситуации в странах с переходной экономикой. Страны этого типа по-своему уникальны. Полностью разделяя трудности развивающихся стран, мы считаем необходимым в дальнейших обсуждениях проблемы глобализации больше внимания уделять государствам с переходной экономикой.

Ценными являются рекомендации по дальнейшему совершенствованию ситуации на национальном уровне. Необходимо, однако, признать, что для этого требуется время. Главное, чтобы в ущерб экономическим показателям, не пострадали социальные программы и положение трудящихся.

Особое внимание мы придаем положению Доклада о том, что в сфере финансово-технической помощи международные организации и страны-доноры в своей политике должны более решительно отойти от принципов внешней обусловленности и учитывать интересы государств-бенефициаров. Важно развить и конкретизировать эти идеи, разработать конкретные международные механизмы.

Республика Беларусь поддерживает Всемирную комиссию и по вопросам необходимости соблюдения основополагающих трудовых норм, разработанных МОТ, а также минимальных норм социальной защиты лиц и семей. Это та необходимая основа, на которой развивающиеся страны могли бы поступательно строить свои системы социальной защиты более высокого уровня.

Объективно в Докладе дан анализ существующей международно-финансовой системы. Действительно, в настоящее время эта система остается нестабильной, подверженной кризисам и практически игнорирует интересы бедных стран и стран со скудными капитальными ресурсами. Авторы справедливо делают акцент на необходимости привлечения развивающихся стран, добавлю - а также стран с переходной экономикой, к выработке новых стандартов и условий, которые когда-то были разработаны ведущими промышленно-финансовыми державами исходя из своих интересов.

Не вызывает сомнений предложение о том, что развивающиеся страны, опять же добавлю – и страны с переходной экономикой, должны быть лучше представлены в директивных органах Бреттонвудских учреждений, а методы работы ВТО должны обеспечить их эффективное участие в переговорах, которые ведутся в рамках этой организации.

К сожалению, рамки выступления не позволяют полностью изложить подходы белорусской стороны к этой проблеме и самому Докладу.

Поэтому считаем важным продолжить обсуждение данной проблематики, а также активную выработку механизмов практической реализации рекомендации Комиссии в дальнейшем. В этой связи, Республика Беларусь поддерживает идею создания в рамках ООН Форума по вопросам политики в области глобализации, с тем чтобы регулярно и на систематической основе рассматривать вопросы социальных последствий глобализации.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by