Размер шрифта:

Выступление главы делегации Республики Беларусь, Первого заместителя Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Э.Р. Бариева на 47-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ

Вена, Австрия, 2003

Господин Председатель,

Разрешите от имени делегации Республики Беларусь поздравить Вас с избранием на пост Председателя 47-й Генеральной конференции МАГАТЭ и выразить уверенность в том, что под Вашим руководством Конференция успешно выполнит стоящие перед ней задачи.

Господин Председатель,

Экологическим императивом современности является обеспечение перехода человечества к устойчивому развитию, в основе которого лежит сохранение и приумножение природных и созданных трудом человека богатств для будущих поколений при сведении к минимуму потребления невозобновляемых ресурсов. При этом трудно переоценить роль энергии. В условиях продолжающегося роста населения и увеличения потребностей развивающегося мира энергопотребление будет неуклонно возрастать. Неслучайно значение энергетики как важнейшей предпосылки социально-экономического развития было особо подчеркнуто в итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 года.

Очевидно, что для удовлетворения будущих потребностей человечества в электроэнергии необходимо использовать все экономически эффективные технологии ее производства. В этой связи Республика Беларусь не исключает возможности реализации собственной ядерной энергетической программы, поскольку проведенная оценка топливного баланса на период до 2020 гг. указывает на необходимость ввода в эксплуатацию источников энергии, альтернативных природному газу. Признанно целесообразным рассмотреть вопрос о строительстве АЭС при формировании в 2005 году «Основных направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и на период до 2020 года». К настоящему времени завершен выбор площадок, произведен технико-экономический анализ и оценка безопасности различных типов современных реакторов.

Осознавая значимость человеческого фактора в атомной энергетике, мы разделяем растущую обеспокоенность Агентства проблемой сокращения числа квалифицированных специалистов в этой области и потенциальной потерей ядерных знаний вследствие старения кадров. Беларусь вносит посильный вклад в изменения ситуации к лучшему – участвует в работе совещаний экспертов старшего звена по управлению знаниями в ядерной области и совместно с Агентством проводит обучающие мероприятия, среди которых следует особо выделить трехмесячные региональные аспирантские курсы по радиационной защите и безопасному использованию источников ионизирующего излучения.

Господин Председатель,

Белорусские ученые продолжают исследования в ядерной области. Так, в национальном ядерном центре Беларуси – «Объединенном институте энергетических и ядерных исследований – Сосны» на подкритической сборке, управляемой генератором нейтронов, успешно проводятся исследования по трансмутации радионуклидов (осколков деления и младших актиноидов). В рамках сотрудничества с Международным научно-техническим центром продолжаются работы по созданию библиотек ядерных данных для актиноидов в широком диапазоне энергий. В мае с.г. в Минске состоялось международное консультативное совещание по трансмутации ядерных отходов, в котором приняли участие представители Швеции, Италии, Франции, Германии, Испании, России и Молдовы.

Это направление поддерживается Правительством: в следующем году ожидается ввод в эксплуатацию уникальной установки – подкритической бустерной реакторной системы. Для проведения ряда экспериментов в области ядерной физики планируется реконструкция критических сборок.

Господин Председатель,

Во всем мире по-прежнему весьма актуальной задачей остается обеспечение безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Признавая важность этой проблемы, Беларусь в прошлом году стала стороной Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Мы планируем принять активное участие в первом обзорном совещании стран-участниц конвенции 2-14 ноября с.г.

В настоящее время продолжается реконструкция национального пункта захоронения радиоактивных отходов «Экорес», в частности, проведены работы по герметизации отработавших радионуклидных источников. На государственном уровне еще предстоит существенно усовершенствовать регулирующие требования по обращению с отходами и разработать ряд технических решений, например, связанных с передислокацией отработавшего топлива и долгоживущих отходов. Мы хотели бы рассчитывать на поддержку МАГАТЭ в решении этой проблемы.

Пользуясь случаем, хотел бы вновь подтвердить нашу заинтересованность принять участие в программе возвращения отработавшего топлива исследовательских реакторов в рамках Трехсторонней инициативы МАГАТЭ, Российской Федерации и США. Это связано с тем, что Беларусь не имеет возможностей для длительного хранения или переработки отработавшего топлива.

Господин Председатель,

Неэнергетические ядерные технологии широко используются в промышленности, медицине и сельском хозяйстве Беларуси: из более 53 тысяч источников ионизирующего излучения можно выделить 527 рентгенаппаратов, 175 гамма-дефектоскопов, 19 ускорителей, 4 генератора нейтронов и 14 мощных гамма-установок. Так, промышленная гамма-установка «Пепел», расположенная в г. Несвиж, содержит активность около 1 млн. Кюри. На ускорителях и гамма-установках проводится стерилизация имплантантов, изделий медицинского назначения, лекарственного сырья, продуктов питания; производятся гидрогелевые перевязочные материалы и разработанный в Беларуси кровозаменитель «неорондекс».

Продолжается использование ускорителей для лечения онкозаболеваний. С 2004 года совместно с Объединенным институтом ядерных исследований (Дубна) будет вестись разработка методов применения в терапевтических целях протонов высоких энергий.

Осознавая, что медицинское облучение вносит значительный вклад в коллективную дозу населения, Беларусь предпринимает шаги по оптимизации радиационной защиты пациентов и персонала медицинских учреждений: проводится модернизация или замена устаревшего диагностического и терапевтического обрудования; в Белорусской медицинской академии последипломного образования организовано и проводится последипломное обучение специалистов на циклах тематического усовершенствования по радиационной безопасности; разработаны программы «Развитие службы лучевой диагностики Министерства здравоохранения на период 2003-2007 гг.» и «Развитие службы радиационной онкологии на 2003-2007гг.».

Господин Председатель!

Обеспечение ядерной и радиационной безопасности является одним из основополагающих направлений деятельности Агентства и одной из важнейших задач, стоящих перед каждым государством.

Значительным шагом вперед в этом направлении стало успешное проведение в марте с.г. Международной конференции по безопасности радиоактивных источников, которая убедительно продемонстрировала важность развития международного сотрудничества в области обеспечения сохранности источников и предотвращения их незаконного оборота в контексте борьбы с терроризмом.

В Республике Беларусь создана и функционирует государственная единая компьютерная система учета и контроля источников ионизирующего излучения, приняты Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000), основанные на Международных основных нормах безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения. В 2002 году введены в действия Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСП-2002), разработанные в развитие Норм радиационной безопасности, в которых более детально регламентированы требования по соблюдению санитарных аспектов радиационной безопасности.

В этом году Правительством Беларуси было принято решение, требующее предусматривать возврат отработавших радионуклидных источников их производителю.

В то же время для Беларуси, как и для многих стран мира, актуальной является проблема выявления т.н. «бесхозных источников» с целью предотвращения угрозы здоровью населения и возможного экономического ущерба. Так, в нашей стране только в этом году было обнаружено 46 бесхозных источников.

В местах бывшего дислоцирования войск Российской Федерации на территории Республики Беларусь остались пункты захоронения радиоактивных отходов, из которых достоверно известно расположение объектов «Гомель-30» и «Колосово». Техническая документация по их конструкции и размещению радиоактивных отходов отсутствует.

В этой связи Республика Беларусь выражает заинтересованность в участии в Трехстороннем проекте МАГАТЭ-России-США по обеспечению безопасности радиоактивных источников в Новых Независимых Государствах.

Важным аспектом обеспечения ядерной и радиационной безопасности, сохранности ядерного материала и противодействия международному терроризму является обеспечение физической защиты ядерного материала. Беларусь приветствует усилия Агентства в этой области, включая как осуществляемые МАГАТЭ практические мероприятия, так и процесс по пересмотру Конвенции о физической защите ядерного материала 1979 года. Беларусь являлась активным участником процесса разработки поправок к Конвенции и считает необходимым, чтобы этот процесс нашел свое логическое завершение в созыве дипломатической конференции для принятия этих поправок.

Весьма важно дальнейшее развитие международного сотрудничества в данной области. Так, в Беларуси система физической защиты была создана в 1996 году при поддержке Японии, Швеции и США, но нам по-прежнему необходимо содействие стран-доноров для ее поддержания в функциональном состоянии.

Господин Председатель,

Беларусь проводит последовательную политику ядерного нераспространения: мы добровольно отказалась от обладания ядерным оружием и вывели его со своей территории, подписали Договор о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства и Соглашение о применении гарантий.

В июне с.г. Президентом Республики Беларусь было принято решение начать переговоры по тексту Дополнительного протокола для Беларуси. Надеемся, что в ближайшем будущем он будет представлен Совету управляющих МАГАТЭ.

Беларусь с озабоченностью восприняла решение Корейской Народно-Демократической Республики о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, прекращении деятельности инспекторов МАГАТЭ и размораживании эксплуатации ядерных установок. Полагаем, что единственно правильным выходом в сложившейся обстановке будет поиск компромиссного решении при одновременном осуществлении комплекса мер по укреплению доверия. Поиск решений, приемлемых для всех заинтересованных сторон, должен осуществляться путем переговоров в конструктивной атмосфере без применения практики угроз и запугивания. В данной связи мы приветствуем единодушное решение участников совещания шести заинтересованных стран в Пекине в конце августа с.г. относительно необходимости урегулирования конфликта только путем мирных переговоров.

Излишняя политизация вопроса вокруг ядерной программы Ирана создает неуместную нервозность. Процесс урегулирования выявленных несоотвествий должен быть организован на основе технических требований и не зависеть от политической конъюнктуры.

Господин Председатель,

Одним из немаловажных барьеров на пути развития ядерной энергетики является обеспокоенность общественности возможными последствиями аварий на ядерных объектах. Такие опасения во многом усилились, после того как международное сообщество узнало о масштабах и тяжести последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня можно с уверенностью сказать, что чернобыльская катастрофа оказала существенное влияние на развитие ядерной энергетики во всем мире. В этой связи изучение всего комплекса последствий этой крупнейшей радиационной аварии и отработка практических подходов к их преодолению важны, на наш взгляд, для всего международного сообщества.

Мы с удовлетворением отмечаем тот факт, что в 2003 году нашла свое практическое воплощение инициатива Генерального директора МАГАТЭ Мохамеда ЭльБарадея о создании Международного научного форума по Чернобылю, выдвинутая им в ходе визита в Республику Беларусь в августе 2001 года.

Форум призван сыграть важную роль в выработке согласованных оценок радиоэкологических и медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС и, на их основе, в выработке стратегии действий как пострадавших стран, так и международного сообщества в целом по смягчению негативного влияния на человека и окружающую среду этого крупнейшего инцидента в истории ядерной промышленности.

Беларусь рассчитывает на успешную реализацию данной инициативы, а также на то, что на международной конференции, подводящей итоги работы Форума в 2004 году, будет выработана четкая стратегия дальнейших действий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы и мобилизации необходимых финансовых ресурсов, которая помогла бы решить главную проблему реабилитации пострадавших территорий – их реальное экономического возрождение и устойчивое развитие.

Хотел бы также подчеркнуть, что Беларусь рассчитывает на синергизм в работе Форума и Международной научно-исследовательской и информационной сети по Чернобылю под эгидой ООН. Эти инициативы должны органично дополнять друг друга, поскольку результаты их деятельности послужат на благо людей, пострадавших от чернобыльской катастрофы, в том числе посредством распространения правдивой и научно достоверной информации о ее последствиях.

В настоящее время в Республике Беларусь ведется разработка и реализация чернобыльских инициатив нового поколения, направленных на комплексную реабилитацию пострадавших территорий и создание предпосылок для их устойчивого развития. Одной из этих инициатив является программа «Сотрудничество для реабилитации» (КОР), реализация которой началась в 2003 году. Программой предусмотрено комплексное и взаимосвязанное решение проблем в области радиологической защиты, здравоохранения, охраны окружающей среды, экономического развития пострадавших территорий и образования населения. Программа нашла широкую поддержку ряда европейских государств и международных организаций (Программы развития ООН, ЮНЕСКО, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Мы надеемся, что Международное агентство по атомной энергии также примет участие в данной программе и внесет свой вклад в ее успешную реализацию.

Господин Председатель,

Чернобыльская катастрофа показала, что аварии на ядерных объектах могут приводить к крупномасштабному трансграничному загрязнению, последствия которого тяжким бременем ложатся на пострадавшие государства. В этой связи необходимо создание действенного международного механизма компенсации за ядерный ущерб. Принимая это во внимание, в 2003 году Республика Беларусь ратифицировала Протокол о внесении поправок в Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб, что позволило ему вступить в силу.

Господин Председатель,

Развитие технического сотрудничества и поиск новых, более совершенных форм сотрудничества являются приоритетными направлениями взаимодействия Беларуси и Агентства. Совместный анализ Беларусью и Агентством текущей ситуации лег в основу разработанных национальных Программных рамок сотрудничества для страны (Country Program Framework), которые были одобрены в марте 2003 года. Таким образом, создан серьезный задел для сбалансированного развития сотрудничества с МАГАТЭ в среднесрочной перспективе.

Господин Председатель,

Я рад сообщить, что в этом году Беларусь полностью погасила свою задолженность перед Агентством в рамках выполнения соответствующего пятилетнего плана. Республика Беларусь и впредь будет делать всё возможное, чтобы выполнять свои финансовые обязательства перед Агентством.

В заключение, господин Председатель, я хотел бы от имени Правительства Республики Беларусь положительно оценить работу Агентства в 2002 году и предложить утвердить Ежегодный доклад. Мы выражаем также согласие с программой и бюджетом МАГАТЭ на 2004-2005 гг.

Благодарю Вас.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by