Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Сергея Алейника в ходе совещания государств-участников КНО (Женева, 24 ноября 2005 г.)
Ежегодное совещание государств-участников Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие
Господин Председатель,
Прежде всего хотелось бы присоединиться к другим делегациям с выражениями благодарности в Ваш адрес, а также в адрес Секретариата Совещания за прекрасно организованную работу по подготовке нашего мероприятия.
Господин Председатель,
Республика Беларусь является участницей большинства договоренностей в сфере международной безопасности, контроля над вооружениями и разоружения. Мы ответственно подходим к выполнению принятых международно-правовых обязательств.
В прошлом году Беларусь стала участницей Второго пересмотренного Протокола к КОО.
Мы последовательно выступали в пользу разработки Пятого Протокола к Конвенции. Беларусь поддерживает скорейшее вступление указанного Протокола в силу.
Белорусская сторона вносит свой посильный вклад в дискуссию по тематике непротивопехотных мин в рамках Группы правительственных экспертов государств-участников Конвенции.
Республика Беларусь исходит из того, что проблема запрещения и уничтожения мин, как типа вооружений, должна решаться поэтапно с учетом реальных финансовых и технических ресурсов мирового сообщества. В настоящее время первоочередной задачей является обеспечение универсальности КОО и действующих протоколов к указанной Конвенции, Конвенции о запрещении противопехотных мин, а также уничтожение накопленных в мире запасов противопехотных мин.
В этой связи, считаем возможным принятие юридически обязывающего международно-правового акта по противотранспортным минам только в контексте решения вышеуказанных задач.
Мы полагаем, что непротивопехотные мины являются исключительно оборонительным типом боеприпасов.
Гуманитарные риски, связанные с применением НППМ преувеличены.
Большинство аспектов проблемы противотранспортных мин уже урегулированы ныне действующим Протоколом II с поправками к КОО.
В этой связи считаем, что формулировки нынешней редакции документа Координатора нацелены на существенное ослабление оборонных доктрин большинства государств мира. В ходе дискуссии по тематике НППМ не удалось в полной мере обеспечить баланс между гуманитарными соображениями и законными интересами национальной безопасности государств-участников КОО.
Считаем, что обсуждение указанных вопросов должно осуществляется с учетом реальных финансово-экономических возможностей всех государств-участников Конвенции. Полагаем, что постановка максималистских задач в данном конкретном случае является неуместной. Ввиду того, что ряд ключевых вопросов по проблеме НППМ не были изучены в полном объеме, считаем начало переговоров по тексту нового международно-правового инструмента преждевременным.
В этой связи, тематика НППМ требует дальнейшего всестороннего исследования на уровне экспертов.
Господин Председатель,
Белорусская делегация отмечает, что в настоящее время актуальной задачей является обеспечение универсальности КОО, всех действующих Протоколов к данной Конвенции, а также неукоснительное выполнение положений указанных документов.
В этом контексте считаем недопустимым применение белого фосфора в качестве зажигательного оружия в районе сосредоточения гражданского населения одним из государств-участников Конвенции. Полагаем, что такие действия являются грубым нарушением Протокола III к КОО.
Кроме того, считаем неубедительными какие-либо доводы в отношении того, что белый фосфор использовался в качестве осветительного средства или для создания дымовой завесы. Свойства указанного химиката таковы, что он прожигает человеческую плоть до кости. В этой связи данное вещество, как способное причинять излишние повреждения или излишние страдания, не может рассматриваться в качестве законного средства при планировании и осуществлении тактических военных операций. В этом контексте, обращаем внимание аудитории на соответствующие положения Дополнительного Протокола I к Женевским конвенциям 1949 года.
Белорусская сторона полагает, что все государства-участники и, особенно, все крупные военные державы должны способствовать обеспечению универсальности всех Протоколов к Конвенции и неукоснительно соблюдать принципы международного гуманитарного права в ходе вооруженных конфликтов.
В этой связи поддерживаем скорейшее создание в рамках Конвенции контрольного механизма по соблюдению на основе предложения Южной Африки. Полагаем, что наличие такого механизма повысит ответственность государств-участников в плане выполнения взятых международно-правовых обязательств.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by