Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на 26-м заседании СМИД ОБСЕ (Братислава, 5 декабря 2019 г.)
Уважаемый г-н Председатель,
Уважаемые коллеги,
Прежде всего, позвольте искренне поблагодарить словацкое председательство ОБСЕ за проявленные гостеприимство и дух дружбы в Братиславе, а также за профессиональное руководство нашей Организацией в этом году.
30 лет назад Парижская хартия для новой Европы провозгласила принцип неделимой безопасности. Была намечена цель «растопить лед» недоверия и выстроить объединенную Европу.
Сбылись ли наши общие надежды?
Были ли выполнены условия для устойчивого развития и государственного строительства новых независимых государств, таких как Беларусь, рожденных после окончания «холодной войны»?
К сожалению, вынужден ответить отрицательно.
За короткой европейской «весной» начала 1990-х годов последовали прохладное лето и затяжная холодная осень первых двух десятилетий 21-го века.
Хронический, углубляющийся кризис доверия, вырождающиеся режимы контроля над вооружениями, стремительное наращивание вооружений, усиливающийся политический и идеологический разрыв – все это подлинные ингредиенты чрезвычайной ситуации.
Если мы не ускоримся, ситуация чревата превратиться в очередную «морозную зиму».
Беларусь прекрасно осознает, какие непредсказуемые последствия это может иметь для нашего неспокойного региона, расположенного в геополитически опасной сейсмической зоне.
Что бы мы хотели предложить?
Первое. В 2017 году Президент Беларуси призвал перезапустить стратегический диалог в целях преодоления противоречий и «возрождения духа» Хельсинкского процесса. Он предложил подумать над организацией саммита для честного и открытого обсуждения на высшем уровне положения дел и дальнейших шагов по исправлению и перезагрузке архитектуры безопасности в Европе.
Это предложение остается на столе. Готовы вкладываться, наряду с другими государствами-единомышленниками, в поиск решения, каким образом транслировать преобладающую парадигму конфликта в парадигму безопасности, основанную на сотрудничестве, а также взаимодействии.
Не следует недооценивать роль малых и средних стран. Чтобы избежать нового разделения Европы на сферы влияния, они должны быть полноправными участниками диалога по вопросам безопасности.
Второе. Недавнее прекращение действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности продолжает исключительно опасную тенденцию эскалации военной напряженности в Европе. Президент Беларуси заявил, что мы не собираемся производить или развертывать эти ракеты при условии отсутствия соответствующих внешних угроз для нашей безопасности.
Он предложил разработать многостороннюю декларацию с четким и твердым обязательством стран не размещать ракеты средней и меньшей дальности на своих территориях и отказываться от их производства. Мы понимаем, что реализация этой инициативы потребует политической воли и напряженных усилий. Мы надеемся, что другие страны смогут принять этот подход, поскольку он отвечает наилучшим интересам всех государств-участников и нашей коллективной безопасности.
Нам необходимо сохранить целостность и других инструментов контроля над вооружениями, включая Договор по открытому небу.
Третье. Поскольку киберпространство все в большей степени становится ареной противостояния, Беларусь предложила сформировать «пояс цифрового добрососедства» путем заключения международных соглашений в области кибербезопасности, аналогичных соглашениям о дополнительных мерах укрепления доверия и безопасности в военно-политической сфере.
ОБСЕ должна быть полностью «пригодной для этой цели», адаптироваться к меняющимся условиям безопасности и играть более заметную роль в глобальной безопасности, которую она заслуживает.
Нам также необходимо усилить взаимоподкрепляющий характер отношений между организациями безопасности в регионе ОБСЕ, такими как Организация Договора о коллективной безопасности и НАТО, как это предусмотрено Хартией европейской безопасности и Платформой безопасности, основанной на сотрудничестве.
В следующем году мы будем праздновать 75-летие окончания Второй мировой войны. Горькие уроки прошедшей войны напоминают нам о ценностях, ассоциируемых с миром, и угрозах национализма, ксенофобии и неонацизма.
Достичь мира трудно, но его слишком легко нарушить. Нам нужен новый «план Маршалла» для европейской безопасности – план, в рамках которого все государства-участники будут инвестировать в создание надежных механизмов безопасности для обеспечения новой европейской «весны», а не «зимы» для будущих поколений.
Спасибо за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by