Выступление белорусской делегации на основной сессии Экономического и Социального Совета ООН по пункту повестки дня «Социальные вопросы и вопросы прав человека», г.Женева, 25 июля 2013 г.
Господин Председатель,
Беларусь с удовлетворением отмечает деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) в рамках координации международных усилий по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
Наше государство уделяет особое внимание вопросам противодействия всем формам преступности. В данной связи хотели бы высказать удовлетворение итогами визита Исполнительного директора УНП ООН Ю. Федотова в Беларусь в мае текущего года, в ходе которого Ю. Федотов смог лично познакомиться с опытом нашего государства в сфере противодействия преступности. В рамках визита были определены перспективные направления работы по линии Беларусь — УНП ООН.
В рамках организации усилий международного сообщества по борьбе с транснациональной организованной преступностью хотели бы отдельно остановиться на вопросах противодействия торговле людьми.
В данной связи выражаем удовлетворение итогами состоявшегося в мае текущего года в Нью-Йорке заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по рассмотрению хода выполнения Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми.
Заседание высокого уровня явилось первым в истории ООН мероприятием по тематике борьбы с торговлей людьми такого уровня и масштаба.
Отмечаем высокий интерес к мероприятию, в ходе которого были обсуждены вопросы координации усилий всех заинтересованных сторон в борьбе с торговлей людьми, в том числе путем установления партнерства между государствами, международными организациями и НПО.
Эффективность работы по борьбе с торговлей людьми напрямую зависит от слаженности действий всех заинтересованных сторон и, в частности, межучережденческой координационной группы по борьбе с торговлей людьми (ICAT). Полагаем, что УНП ООН как координатору группы следует активизировать работу каждого ее члена по выработке индивидуальной «дорожной карты» по выполнению Глобального плана.
Одним из важных практических результатов заседания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН стало пополнение Целевого фонда добровольных взносов для жертв торговли людьми, администрируемого УНП ООН. Беларусь также внесла очередной взнос на деятельность фонда. Призываем всех заинтересованных продолжить вносить финансовые взносы в фонд.
Среди практических вкладов Беларуси в борьбу с торговлей людьми хотели бы также упомянуть организацию в мае текущего года на территории нашего государства семинара для представителей правоохранительных органов государств-членов Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, и международных организаций по теме соблюдения различных аспектов прав человека в процессе борьбы с торговлей людьми. В работе семинара приняли также участие представители Международной организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Программы развития ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Управления ООН по наркотикам и преступности и Совета Европы.
На рассмотрение текущей сессии ЭКОСОС вынесена резолюции «Осуществление Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми», которая была принята консенсусом в апреле текущего года в ходе 22-й сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.
Выражаем надежду на то, что ЭКОСОС также примет указанную резолюцию консенсусом.
Господин Председатель,
Беларусь последовательно придерживается комплексного подхода в вопросах поощрения и защиты всех категорий прав человека. Свидетельство эффективности такого подхода — стабильная социально-экономическая и политическая ситуация в стране, прогресс достигнутый Беларусью в продвижении экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав, конкретные меры и достижения по поощрению и защите прав уязвимых социальных групп, в том числе инвалидов, молодежи, пожилых людей, мигрантов, жертв насилия и торговли людьми.
Беларусь осуждает использование отдельными странами или группами стран механизмов политического и экономического принуждения в целях давления на другие государства, в том числе продвижение в структурах ООН политически мотивированных страновых резолюций и мандатов, учрежденных без согласия затрагиваемых государств. Подобная практика не имеет ничего общего с поощрением прав человека и препятствует развитию государств, в отношении которых применяются односторонние принудительные меры.
В данном контексте мы выступаем за создание в ООН спецпроцедуры по односторонним принудительным мерам с целью формирования независимого международного мнения по этому вопросу и поиска путей ее решения. Данная идея отражена в итоговом документе 16-го Саммита глав государств и правительств Движения неприсоединения и широко была поддержана участниками семинара УВКПЧ по односторонним принудительным мерам в апреле текущего года.