Выступление Главы делегации Республики Беларусь на 12-м Экономическом форуме ОБСЕ, Посла В.Гайсенка
(31 мая 2004 года, Прага)
Пленарное заседание: Открытие
Спасибо господин Председатель,
Республика Беларусь традиционно придает большое значение экономическому и экологическому измерению ОБСЕ, как важнейшей и неотъемлемой части нашей деятельности по обеспечению безопасности, и выступает за наращивание совместных усилий в рамках данного измерения.
Стабильный экономический рост и обеспечение устойчивого развития, включая экологическую безопасность, во многом определяет способность наших государств реально противостоять современным угрозам и вызовам как в национальном качестве, так и в рамках международных коалиций.
В этой связи полагаем чрезвычайно важным принятие на СМИД ОБСЕ 2003 года в Маастрихте нового Документа-стратегии ОБСЕ для экономического и экологического измерения.
Считаем, что на данном этапе нам необходимо сконцентрировать усилия на имплементации Документа-стратегии. Успешная реализация стратегии, по нашему мнению, будет зависеть не только от готовности стран-членов предпринимать конкретные шаги, но и от активной позиции Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ и его Офиса.
Господин председатель,
Как было отмечено в новом Документе–стратегии, Экономический форум ОБСЕ является основным ежегодным мероприятием в области экономического и экологического измерения нашей Организации. Надеемся, что в соответствии с решениями Маастрихта его функционирование и подготовка будут в дальнейшем совершенствоваться с целью повышения содержательности и эффективности диалога на Форуме. Ожидаем этих шагов в первую очередь от будущего словенского председательства.
Мы поддерживаем предложение Словении о тематике следующего Форума, имея ввиду, что тема миграции будет включать и вопросы нелегальной миграции.
Господин председатель,
Тематика нынешнего Форума имеет актуальный и важный характер для обеспечения безопасности и стабильности наших стран. Она напрямую связана с положениями Документа-стратегии.
Развитие малых и средних предприятий, стимулирование иностранных и внутренних инвестиций, а также выработка профессиональных навыков, необходимых для развития рыночной экономики, безусловно, имеют ключевое значение для обеспечения устойчивого экономического роста.
Развитие малых и средних предприятий важно для экономик всех стран-членов ОБСЕ, но особенно для стран с переходной экономикой, где данные предприятия выполняют не только экономическую, но и социальную функцию, становятся инструментом структурных реформ и развития рыночной экономики.
Национальные и прямые иностранные инвестиции также являются неотъемлемым условием экономического роста и успешного проведения необходимых реформ. Для их привлечения необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, включая установление верховенства закона, совершенствование законодательной базы, развитие высоких технологий, инфраструктуры, конкуренции, обеспечение внутригосударственной стабильности и безопасности.
Без высококвалифицированных людских ресурсов невозможно вести речь об обеспечении надлежащего экономического управления.
Республика Беларусь предпринимает систематические и целенаправленные усилия в области малого и среднего бизнеса, инвестиций и образования. Эти вопросы являются одним из приоритетов государственной политики.
В 2002 году Правительством Беларуси утверждена Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002–2005 годы. В Концепции закреплены основные принципы государственной политики в данной области, ее цели и задачи, определены основные направления ее совершенствования, включая совершенствование нормативной правовой базы, системы налогообложения, системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и другие.
На создание условий для активизации инвестиционной деятельности направлены Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года и ежегодные программы действий Правительства Республики Беларусь по привлечению инвестиций.
С вступлением в 2001 году в действие принципиально нового правового акта — Инвестиционного кодекса, в республике созданы достаточно благоприятные условия для привлечения зарубежного капитала.
По оценке экспертов ООН, образовательная система Республики Беларусь, которую отличают качество и доступность, относится к ряду лучших в мире. В последние годы расходы на систему образования в Беларуси выросли до 7% ВВП или 24% консолидированного бюджета, что является наивысшим показателем не только среди государств СНГ, но и всех европейских стран с переходной экономикой, и в 1,5 раза выше среднемирового уровня. Принятые правительством программы предполагают повышение к 2006 году уровня финансирования образовательной отрасли до 10% от ВВП.
Господин председатель,
Сегодняшняя встреча представляет хорошую возможность обменяться опытом, «наилучшими практиками» в данных областях, скоординировать наши дальнейшие совместные действия и попытаться определить конкретную роль ОБСЕ при решении поставленных вопросов.
Как нам представляется, в ходе подготовительных семинаров в Ереване, Дублине и Бишкеке было высказано не мало интересных рекомендаций и идей. Надеемся на плодотворную дискуссию в ходе Форума с участием представителей международных организаций, делового сообщества и неправительственных организаций.
Лицо европейской политики, в том числе и экономической, сегодня определяют интеграционные процессы. В настоящее время мы являемся свидетелями того, как рушатся барьеры и границы, меняется взаимный статус стран-соседей. Всегда ли эти процессы лежат в русле решений Хельсинки? Белорусская делегация рассчитывает в этой связи на заинтересованное и всестороннее обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с интеграцией в рамках специальной сессии Форума.
В заключение хотели бы поблагодарить болгарское председательство, Секретариат ОБСЕ и МИД Чехии за отличную подготовку Форума.
Спасибо, господин председатель.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by