Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова на заседании Совета Министров иностранных дел ОБСЕ (г. Маастрихт, 1 декабря 2003 года)

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые коллеги!

Дамы и господа!

Несколько лет назад ОБСЕ оказалась в ситуации, которая заставила членов Организации серьезно задуматься о ее будущем, дальнейших перспективах.

Диалог, который мы ведем сегодня, чего бы он ни касался, по сути посвящен вопросам реформирования ОБСЕ. На актуальные вопросы, которые ставит перед Организацией жизнь, должны быть найдены адекватные ответы. Иначе ОБСЕ утратит ценность и значимость в глазах тех, кто ее составляет. Поэтому, когда мы говорим о реформе, речь идет о будущем – или отсутствии такового – нашей Организации.

Республика Беларусь видит главную задачу ОБСЕ в создании действенной системы всеобъемлющей безопасности в регионе – системы, которая охватывает все области, определяющие современную безопасность.

Поэтому мы приветствуем, что принимаемая нами Стратегия ОБСЕ закрепляет баланс между всеми измерениями безопасности: военно-политическим, экономическим, экологическим, человеческим.

Будем реалистами: для превращения Стратегии в действенный инструмент безопасности необходимо укрепление взаимодействия ОБСЕ с другими организациями и институтами региона. Идея создания специального механизма консультаций международных организаций и институтов под эгидой ОБСЕ, как мы надеемся, найдет позитивный отклик всех партнеров по Организации.

В уходящем году удалось продвинуться в усилении экономического и экологического измерения ОБСЕ – именно как неотъемлемых элементов системы всеобъемлющей безопасности. Полагаем, что принятие нового Документа-стратегии ОБСЕ в области экономического и экологического измерения, над разработкой которого имела честь председательствовать белорусская делегация, будет способствовать достижению этой цели.

Невозможно – и недальновидно – игнорировать тот факт, что интеграционные процессы все чаще затрагивают интересы не только их непосредственных участников, но и других стран ОБСЕ. В стимулировании процессов взаимодействия в этой сфере должна играть роль и ОБСЕ. Тем более, что здесь негативно затрагиваются такие ценности, утверждению которых в 70-е и 80-е годы активно способствовала ОБСЕ, как свобода передвижения и человеческих контактов. Немалое значение для нашего региона имеет расширение Европейского союза. Полагаем, что скорейшая совместная с «новыми соседями» работа Евросоюза над смягчением многих негативных моментов отвечала бы духу и целям ОБСЕ.

Мы обеспокоены судьбой системы контроля над вооружениями в Европе: налицо отставание ее основных инструментов — Венского документа и Договора ОВСЕ — от современной военно-политической ситуации.

Незамедлительная ратификация адаптированного Договора ОВСЕ всеми участниками, анализ его с точки зрения реалий сегодняшнего дня, серьезно укрепили бы конструкцию безопасности в Европе. Понимая, что в реальной жизни Договор не вступит в силу в 2004 году, мы предлагаем нашим партнерам по Договору и прибалтийским соседям изучить возможности обеспечения дополнительных гарантий сдержанности в переходный период.

В текущем году наша страна первой в ОБСЕ задействовала механизм помощи по реализации Документа ОБСЕ о ЛСО. Мы сделаем все необходимое, чтобы этот первый опыт стал успешным для нас и для Организации в целом.

Беларусь приветствует принятие Документа ОБСЕ по обычным боеприпасам. Полагаем также, что в 2004 году Организация могла бы найти возможность более активного участия в минной проблематике.

Укрепление антитеррористического компонента ОБСЕ, борьба с торговлей людьми могут быть успешными только совместными усилиями в адекватных формах.

Укрепление верховенства закона, уважение прав человека, безусловно, остаются неотъемлемыми условиями стабильного и, в конечном итоге, безопасного развития региона. Беларусь – за практический диалог по всему комплексу проблем «третьей корзины» ОБСЕ в должном балансе общей деятельности Организации. Здесь есть поле для деятельности ОБСЕ

не только к востоку, но и западу от Вены, включая ЕС и страны-кандидаты. Поэтому немалое недоумение вызывает у нас, в частности, то, что некоторые наши соседи сочли возможным выступить сегодня с «отеческими» поучениями в наш адрес. И это в то время, когда, например, в Литве парламентарии подвергаются неприкрытому политическому шельмованию за то, что они имели смелость просто посетить Беларусь и открыто, публично высказаться на тему сравнения ситуации в двух странах.

Немалую озабоченность у нас вызывает продолжающееся уже второе десятилетие нарушение прав нелатышского, включая белорусское, населения в Латвии, где четверть населения полностью лишена права участвовать в выборах и решении других вопросов жизни страны, в которой они живут, где существуют запреты на профессию. Двойные стандарты – это как раз то, что ОБСЕ и ее государства-члены должны оставить в прошлом. Лицемерие – тем более.

Следует откровенно признать: нами в ОБСЕ не решены такие принципиально значимые вопросы, как правоспособность Организации, реформирование Секретариата, пересмотр повестки дня Постоянного совета, реформирование полевой деятельности ОБСЕ. Открытыми остаются также проблемы разработки новых Финансовых правил и новой шкалы взносов ОБСЕ. Все это – необходимейшие элементы реформы Организации.

Беларусь неоднократно излагала свое чёткое видение этой реформы. В частности, в 2003 году вместе с рядом стран мы представили комплексную программу реформирования и совершенствования деятельности полевых присутствий Организации. Надеемся, что эти предложения будут серьезнейшим образом изучены и поддержаны нашими партнерами. Подход здесь прост: от того, насколько работа миссий отвечает реальным потребностям принимающих государств, зависит эффективность оказываемого этим государствам содействия. Беларусь убедилась в этом на собственном опыте. Поэтому хотел бы еще раз подчеркнуть: отсутствие оперативных и конкретных действий в русле имеющихся ожиданий не укрепит Организацию, а напротив – может привести к кризису. Говоря о сегодняшнем дне, хочу отметить: Беларусь продуктивно взаимодействует с Офисом ОБСЕ в Минске по всему спектру его мандата.

Позвольте в заключение высказать благодарность Действующему председательству, Нидерландам, Я.Схеферу за значимый вклад в работу Организации и подготовку данной встречи.

Желаю также Болгарии успешной работы на посту председателя ОБСЕ в 2004 году.

Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by