Размер шрифта:

Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Австрийской Республике, Постоянного представителя Беларуси при ОБСЕ А.Дапкюнаса на заседании Постоянного совета ОБСЕ

 

Делегация Беларуси глубоко сожалеет, что на заседании Постоянного совета ОБСЕ 17 сентября инициаторы использования в отношении Беларуси т.н. «московского механизма» не услышали – или не захотели услышать – наш призыв пересмотреть своё решение.

Сегодня делегация Беларуси вынуждена повторить, что правительство Беларуси категорически не приемлет изложенное странами-инициаторами видение ситуации в Беларуси как повода для запуска этого механизма. Подробную информацию о ситуации в стране наша делегация доводила практически на каждом заседании Постоянного совета. 

Вместе с тем страны-инициаторы, не исчерпав всех возможностей для обсуждения своей озабоченности в рамках политического диалога в рамках ОБСЕ, запустили наиболее жёсткий и конфронтационный вариант применения «московского механизма», который фактически исключает возможность доброжелательного сотрудничества сторон.

Мы считаем, что «московский механизм» на сегодняшний день окончательно устарел и не является инструментом диалога и конструктивного сотрудничества. Его неконсенсусный и, по сути, конфронтационный характер противоречит стратегическим целям нашей Организации.

Главная проблема «московского механизма» состоит в том, что он был задуман и, возможно, мог бы работать в далёкое от нас время, когда будущее представлялось многим счастливым “концом истории”: торжество либеральной демократии, конец века идеологического противостояния, глобальных революций и войн. Сегодня мы хорошо понимаем, что живём в совсем другом мире. Отсутствие минимального доверия между государствами, всеобщая подозрительность и открытая враждебность определяют сегодня конфронтационную тональность и невысокое качество нашего диалога. 

Если наша озабоченность вынесенной сегодня на рассмотрение проблемой действительно искренна, если она не конъюнктурна, мы должны признать – как минимум, самим себе – бесперспективность разговора в этих условиях в формате «учителя и ученика». За рамками хотя бы минимально доверительного взаимодействия официальных властей государств-участников друг с другом любая – даже самая праведная – инвектива становится пустозвучием. В отсутствие доверия те, на чьё внимание мы рассчитываем, нас попросту не слышат. 

Такой конструктивной, доверительной связи с белорусскими официальными властями у государств-инициаторов «московского механизма», к сожалению, сегодня нет. И, судя по выбору методов влияния на позицию белорусских властей, которые в большинстве случаев носят санкционно-наказующий характер, они вряд ли всерьёз стремятся к построению такого взаимодействия с властями в Беларуси на равноправной и взаимоуважительной основе.

Оценивая происходящее сегодня в Беларуси, важно также понимать, что культурно-ментальное поле, в котором страна живёт последнее столетие, включает в себя как один из важнейших идеологических столпов максиму о том, что только та власть чего-нибудь стоит, которая умеет защищаться. 

Сегодня власти Беларуси не скрывают и говорят об этом открыто, что ощущают угрозу серьёзного вмешательства извне во внутренние дела суверенной страны. В этих условиях власть попросту вынуждена идти на жёсткие и часто неоднозначно воспринимаемые шаги по поддержанию в стране социально-экономической и внутриполитической стабильности и обеспечению национальной безопасности.

Мы знаем, что каждое правительство самостоятельно делает выбор инструментария, необходимого для решения этой задачи. Любое национальное правительство может допускать в этой работе ошибки или принимать далёкие от идеальных решения. Однако в мире нет ни одного учебника с чётко прописанной последовательностью шагов, необходимых для решения в конкретной страновой ситуации главной задачи любой государственной власти – как найти «золотую середину» между обеспечением в полной мере прав и свобод граждан и поддержанием в обществе необходимого уровня безопасности и порядка. Поиск этой «золотой середины» – исключительное право и одновременно исключительная ответственность государственных властей каждого суверенного государства.

Как нам двигаться дальше, чтобы наша дискуссия обрела больший смысл? Только в направлении восстановления взаимоуважительного диалога равноправных субъектов международного права как в рамках этой организации, так и, прежде всего, по линии двусторонних контактов между государствами, которые заинтересованы в том, чтобы быть добрыми соседями и партнёрами.

В том же, что касается представленного сегодня доклада, правительство Беларуси считает, что его содержание, выводы и рекомендации не основаны на достаточно подтвёржденных фактах и доказательствах, не учитывают официальную позицию белорусских властей и потому не обеспечивают полного и всестороннего анализа ситуации с точки зрения законодательства и международных обязательств Беларуси.

По этой причине белорусские власти не считают представленный сегодня документ юридическим заключением, основанным на анализе всех доступных фактов и обстоятельств, не приемлют его выводы и не считают себя связанными содержащимися в нём рекомендациями. 

Правительство Беларуси в очередной раз осуждает попытки оказания политического и экономического давления на Республику Беларусь как суверенное государство-участника ОБСЕ. Такое давление идёт вразрез с духом Хельсинского Заключительного акта 1975 года и другими основополагающими документами организации.

И, наконец, мы призываем провести ревизию использования «Московского механизма» как устаревшего, неэффективного и неконсенсусного инструмента давления, который способствует лишь обострению конфликтных ситуаций, а не их эффективному разрешению.

5 ноября 2020 г.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by