Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при ОБСЕ А.Сычёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ 1 сентября 2011 г.
Г-н Председатель,
В соответствии с этим решением белорусские предприятия включены в специальный список лиц и организаций, имущество и имущественные интересы которых в США блокируются. Физическим и юридическим лицам США запрещено осуществлять сделки с этими предприятиями. Причиной введения санкций США назвали якобы имеющие место ”нарушения прав человека, связанные с политическими репрессиями в Беларуси“.
Белорусская сторона считает решение правительства США о введении экономических ограничительных мер в отношении Республики Беларусь необоснованным и неправомерным шагом. Они рассматриваются белорусской стороной как политически мотивированные решения и ограничивают экономическую основу двустороннего сотрудничества.
Действия США стали грубейшим нарушением Будапештского Меморандума 1994 года, согласно которому, в обмен на добровольный отказ нашей страны от обладания ядерным оружием, Соединенные Штаты Америки взяли на себя обязательство не применять в отношении Республики Беларусь меры экономического принуждения.
Особое удивление вызывает упомянутое решение США с учетом того, что гарантии безопасности Беларуси, зафиксированные в Меморандуме, подтверждены Соединенными Штатами в совместном заявлении Министра иностранных дел Беларуси и Государственного секретаря США по итогам их встречи в Астане 1 декабря 2010 года.
Кроме того, являясь подписантом Хельсинкского заключительного акта, США взяли на себя обязательство ”при всех обстоятельствах воздерживаться от любого акта экономического принуждения, направленного на подчинение своим собственным интересам осуществления другим государством-участником прав, присущих его суверенитету“.
Действия США также противоречат резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/183, согласно которой ”ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение односторонних экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав“.
Резолюция ГА ООН 62/162 ”Права человека и односторонние принудительные меры“ призывает все государства ”прекратить принятие или осуществление любых не соответствующих международному праву и Уставу Организации Объединенных Наций и нормам и принципам, регулирующим мирные отношения между государствами, односторонних мер, в частности мер принудительного характера со всеми их экстерриториальными последствиями“.
Методы запугивания, экономического давления и принуждения, которые США применяют к Республике Беларусь, являются абсолютно неприемлемыми в международной практике и могут привести только к нагнетанию напряженности в отношениях между суверенными государствами и на международной арене в целом.
Аргументы американской стороны о том, что санкции якобы не направлены против простых людей, не соответствуют действительности, поскольку на предприятиях, против которых введены санкции, работает около 40 тысяч человек. Санкции являются прямым давлением на социально-экономические интересы людей, работающих на этих предприятиях.
Санкции США в отношении четырех белорусских предприятий являются формой проявления недобросовестной конкуренции по отношению к широко известным в мире и пользующимся заслуженным авторитетом предприятиям Беларуси. Данные предприятия работают исключительно в экономических интересах всего белорусского народа. Они ведут прозрачный бизнес, поддерживают многие социально значимые проекты. Благодаря успешной маркетинговой стратегии им удалось развить свой научно-технический, производственный и кадровый потенциал, добиться поступательного укрепления своих позиций на международных рынках. В этой связи любое ограничение работы названных предприятий – это удар не только по самим предприятиям и их коллективам, но и по интересам всех граждан Беларуси.
В свете эскалации Соединенными Штатами недружественных действий по отношению к Беларуси и ее народу белорусская сторона вынуждена заморозить реализацию некоторых проектов двустороннего сотрудничества с США и оставляет за собой право на принятие иных адекватных ответных мер. При этом Беларусь продолжает неукоснительно соблюдать свои соответствующие международные обязательства.
Мы призываем США отказаться от политики экономических санкций, откликнуться на призывы и решения ООН и незамедлительно пересмотреть практику применения дискриминационных мер в отношении белорусских предприятий. Мы также призываем Действующее председательство и соответствующие структуры ОБСЕ, в частности Офис Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ, дать принципиальную оценку действиям США на предмет нарушения обязательств ОБСЕ.
Спасибо, г-н Председатель.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by