Выступление заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Сычёва А.Н. на пресс-конференции, посвященной участию белорусской делегации в работе 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН
Сегодня, 14 сентября 2004 года в г.Нью-Йорке начинает работу
59-я сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Главной задачей предстоящей 59-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций будет закрепление наметившегося в 2004 году восстановления роли ООН в международных процессах и дальнейшее преобразование Организации.
В ходе сессии ожидается представление рекомендаций по реформе ООН, выработанных Группой высокого уровня по глобальным угрозам, вызовам и переменам. Рекомендации Группы призваны придать новый импульс процессу преобразований и содействовать проведению глубоких реформ в рамках Организации. Прежде всего, это относится к оптимизации деятельности Генеральной Ассамблеи, реформированию Совета Безопасности, укреплению потенциала ООН в области развития, административной реформе Организации, расширению взаимодействия Организации с частным сектором и гражданским обществом.
Особое внимание делегации государств – членов ООН уделят наиболее острым проблемам современности – росту международного терроризма, продолжающейся эскалации кризиса на Ближнем Востоке.
В центре внимания будут находиться вопросы, касающиеся реализации целей и задач в области развития в рамках предстоящего в ходе сессии трехгодичного обзора политики оперативной деятельности в целях развития в рамках системы ООН.
Полноценное участие правительственной делегации Республики Беларусь в работе Генеральной Ассамблеи ООН является одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности нашего государства в текущем году.
Правительственную делегацию Республики Беларусь возглавит Министр иностранных дел Республики Беларусь Сергей Николаевич Мартынов. В работе сессии примет участие Постоянный представитель Республики Беларусь при ООН. На эту должность недавно назначен опытный дипломат Андрей Вадимович Дапкюнас. В состав делегации включены Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в США Михаил Михайлович Хвостов и Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Николай Иванович Чергинец, который примет участие в парламентских слушаниях, посвященных теме «От разоружения к прочному миру. Роль парламента».
В период с 21 сентября по 30 сентября 2004 года состоится общеполитическая дискуссия, в ходе которой выступят главы делегаций государств – членов ООН. Предполагается, что в общеполитической дискуссии примут участие около девяноста глав государств и правительств и более ста министров иностранных дел.
На 29 сентября 2004 года запланировано выступление главы белорусской делегации. Министр иностранных дел изложит походы Беларуси к решению основных проблем современности, в частности, к вопросам борьбы с терроризмом. Будет озвучена позиция Беларуси по вопросам активизации деятельности Генассамблеи ООН, реформирования Совета Безопасности ООН. Особое внимание будет обращено на необходимость учета и закрепления в рамках ООН проблематики стран с переходной экономикой.
Глава белорусской делегации примет также участие во встрече министров иностранных дел государств – членов Движения неприсоединения, которая традиционно проводится в рамках работы сессии Генассамблеи ООН.
Работа делегации Республики Беларусь на сессии Генеральной Ассамблеи ООН будет направлена на решение следующих задач:
1. Повышение международного авторитета Республики Беларусь и обеспечение позитивного восприятия в мировом сообществе происходящих в стране политических, экономических, социальных и демократических процессов.
2. Содействие внутренним процессам развития Беларуси путем привлечения в страну потенциала и ресурсов ООН для решения социально-экономических, экологических, научно-технических и других задач.
3. Содействие укреплению роли Организации Объединенных Наций в решении актуальных проблем, в частности, в области международной безопасности, разоружения, борьбы с терроризмом, развития.
Беларусь выступает за укрепление многосторонних подходов в решении международных проблем при ведущей роли ООН. Мы полагаем, что это является одним из основных условий для того, чтобы мировое сообщество смогло продвинуться вперед в вопросах обеспечения стабильности и безопасности на планете, социального и экономического прогресса.
В рамках нынешней сессии Республика Беларусь поддержит рекомендации Группы высокого уровня по глобальным угрозам, вызовам и переменам, направленные на реальное укрепление роли Организации Объединенных Наций в мировых делах.
Большое внимание мы уделим вопросам повышения роли Совета Безопасности в качестве главного механизма поддержания международного мира и безопасности.
Беларусь будет стремиться противодействовать тенденции децентрализации международной системы поддержания международного мира и безопасности.
При рассмотрении вопроса о членском составе Совета Безопасности ООН белорусская делегация выступит за расширение Совета как в категории постоянных, так и непостоянных членов при соблюдении принципа справедливого географического распределения мест.
Важным представляется продолжение усилий по продвижению одобренной Генеральной Ассамблеей на 57-й и 58-й сессиях инициативы, предусматривающей формирование под эгидой ООН глобальной системы противодействия современным вызовам и угрозам. Всестороннее обсуждение рекомендаций Группы высокого уровня по глобальным угрозам, вызовам и переменам в ходе сессии позволит определить содержание новой резолюции Генеральной Ассамблеи по этому вопросу.
Большое внимание Беларусь уделит наиболее острым проблемам современности – росту международного терроризма, продолжающейся эскалации кризиса на Ближнем Востоке.
Республика Беларусь выступит за закрепление роли главного координирующего звена в процессе послевоенного обустройства Ирака за Организацией Объединенных Наций. В этой связи Беларусь позитивно оценивает назначение нового Специального представителя Генерального секретаря ООН по Ираку.
Мы поддержим деятельность Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН (КТК) по укреплению антитеррористической коалиции под эгидой ООН, осуществлению государствами контроля за выполнением требований резолюции 1373 (2001) «Угрозы миру и безопасности, создаваемые террористическими атаками».
Беларусь приветствует принятие Советом Безопасности резолюции 1535 (2004) «Угрозы миру и безопасности, создаваемые атаками международного терроризма», которая предусматривает образование Исполнительного директората Контртеррористического комитета и создание специального подразделения по технической помощи государствам в имплементации резолюции 1373 (2001).
Республика Беларусь выступит за продолжение сотрудничества КТК с антитеррористическими структурами СНГ и ОДКБ.
Делегация проинформирует международное сообщество о мерах, предпринимаемых Правительством Республики Беларусь в области борьбы с международным терроризмом.
Мы исходим из приоритетности вопроса о предотвращении попадания оружия массового уничтожения, технологий и материалов в руки террористов.
Приветствуем принятие Советом Безопасности ООН резолюции 1540 (2004) «Нераспространение оружия массового уничтожения», рассматриваем ее как своевременный ответ на угрозу попадания оружия массового уничтожения в руки негосударственных субъектов и полагаем, что резолюция будет способствовать укреплению действующих международных механизмов и режимов нераспространения.
Беларусь выступает за сбалансированный и всеобъемлющий подход к процессу ядерного разоружения в целях укрепления международной безопасности и режимов нераспространения, который был сформулирован в тексте заключительного документа Конференции 2000 года по обзору выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В связи с присоединением Республики Беларусь к Конвенции 1997 года о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении акцентируем внимание на том, что ожидаем действенной помощи в уничтожении седьмого в мире по своей величине арсенала противопехотных мин, находящегося на территории Беларуси.
Беларусь считаем Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ключевым элементом европейской безопасности, представляющим собой пример регионального соглашения по контролю над вооружениями. Мы выступим за скорейшее вступление адаптированного Договора в силу и присоединение к нему новых членов.
Большое значение мы придаем укреплению авторитета и роли Организации Объединенных Наций в целях расширения международного сотрудничества в таких сферах, как устойчивое развитие в интересах всех стран, борьба с нелегальной миграцией и трансграничной преступностью, сохранение окружающей среды, оказание гуманитарной помощи, борьба с ВИЧ/СПИД и другими болезнями.
Делегация Беларуси выступит в поддержку деятельности ЭКОСОС по укреплению координации в области гуманитарной помощи и проведению трехгодичного обзора политики в области оперативной деятельности в целях развития в рамках системы ООН.
Одной из основных задач будущего состава ЭКОСОС должно стать оживление работы общего этапа основной сессии Совета в целях его скорейшего перевода от рутинного одобрения докладов функциональных комиссий к критическому детальному анализу.
Будет продолжена работа по продвижению кандидатуры Беларуси в ЭКОСОС на период полномочий 2007-2009 годов.
Должное внимание в ходе сессии мы уделим предстоящему Саммиту ООН 2005 года, в частности, осуществлению глубокого объективного анализа прогресса в достижении международным сообществом согласованных целей в области развития, закрепленных в Декларации тысячелетия, налаживании глобальных партнерских отношений для комплексного и скоординированного выполнения на национальном, региональном и международном уровнях решений и обязательств, принятых на проведенных под эгидой ООН крупных конференциях и встречах на высшем уровне в экономической, социальной и смежных областях.
Белорусская делегация примет участие в согласовании проекта резолюции в отношении механизма, формата и основных направлений подготовки к проведению в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году форума на высшем уровне с участием глав государств и глав правительств в целях осуществления всеобъемлющего пятилетнего обзора хода выполнения положений Декларации тысячелетия.
Делегация Республики Беларусь поддержит проект резолюции Генеральной Ассамблеи в отношении необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной США против Кубы, выступит за скорейшее снятие блокады в целях создания благоприятных предпосылок для последующей нормализации межгосударственных отношений между Соединенными Штатами Америки и Республикой Куба.
В рамках сессии мы будем поддерживать возможные инициативы, направленные на расширение глобального взаимодействия в области развития, справедливого распространения информационно-коммуникационных технологий и создание специального фонда для этих целей под эгидой ООН.
Делегация Беларуси предпримет усилия по дальнейшему развитию международного чернобыльского сотрудничества, включая повышение эффективности его координационных механизмов в рамках ООН, активизацию роли Программы развития ООН в привлечении донорских средств, расширение информационной деятельности ООН на чернобыльском направлении.
Мы выступим в поддержку деятельности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), направленной на обеспечение режима ядерного нераспространения, укрепление ядерной и радиационной безопасности, развитие мирных ядерных технологий, обеспечение сохранности ядерных и радиоактивных материалов.
Белорусская делегация выступит с инициативой проведения под эгидой ООН в Минске в 2006 году международной конференции, приуроченной к 20-летию аварии на Чернобыльской АЭС.
Сохранение проблематики государств с переходной экономикой в повестке дня Генеральной Ассамблеи ООН является приоритетным вопросом для Беларуси на фоне снижения актуальности этой темы в связи с вступлением стран Центральной и Восточной Европы в Европейский союз.
Белорусская делегация совместно с делегациями других государств проведет работу по обеспечению широкой поддержки проекта резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Интеграция стран с переходной экономикой в мировое хозяйство» и закреплению в ней положений, касающихся продолжения деятельности учреждений системы ООН по предоставлению технической помощи странам с переходной экономикой, оказания технического содействия учреждениями системы ООН странам с переходной экономикой по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО).
Будем добиваться включения положений, отвечающих интересам стран с переходной экономикой, в резолюцию Генеральной Ассамблеи о трехгодичном обзоре политики в области оперативной деятельности ООН в целях развития.
Высоко оценивая деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), направленную на гармонизацию права международной торговли и иной коммерческой деятельности, способствующую повышению результативности коммерческих сделок в мировом масштабе, Республика Беларусь оформит соавторство резолюции Генеральной Ассамблеи, озаглавленной «Доклад Комиссии ООН по праву международной торговли о работе ее тридцать седьмой сессии».
Будет уделено внимание вопросу оказания технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в целях наиболее полного учета их интересов этой группы стран при подготовке документов ЮНСИТРАЛ.
Придавая большое значение деятельности ООН в области прав человека, мы окажем противодействие попыткам распространения на систему оперативной деятельности ООН так называемого правозащитного подхода, который приводит к политизации системы оперативной деятельности и препятствует решению актуальных проблем в странах – получателях технической помощи. Беларусь исходит из недопустимости применения «двойных стандартов» и политизации темы прав человека, ее использования в качестве рычага давления и вмешательства во внутренние дела государств.
Делегация Беларуси даст позитивную оценку подходам и стратегии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) по решению проблем беженцев и мигрантов.
Мы предоставим информацию о государственной политике Беларуси по вопросам беженцев и мерах по борьбе с нелегальной миграцией, выступим за укрепление международного сотрудничества, в частности, расширение обмена информацией, оказание финансовой и технической помощи для предупреждения незаконной миграции и борьбы с ней.
Поддержим идею созыва Конференции ООН по миграции.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что Беларусь выступает за координирующую роль ООН в решении мировых проблем современности, направленных на сохранение и поддержание стабильности и безопасности, и будет вносить свой конструктивный вклад в укрепление ее авторитета не только в рамках 59-й сессии Генассамблеи ООН, но и на последующих ее сессиях.
Белорусское телеграфное агентство: Вы сказали о том, что белорусская делегация намерена выступить с инициативой о проведении международной конференции по 20-летию чернобыльской катастрофы. Не могли бы Вы чуть-чуть подробней рассказать о целях этой конференции, и выступит ли Беларусь с какими-либо еще инициативами на предстоящей сессии? Спасибо.
Сычёв А.Н.: Республика Беларусь всегда была инициатором привлечения международного внимания к решению постчернобыльских проблем, и по инициативе нашей страны была принята первая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, резолюция 45/190, которая впервые озвучила международный характер чернобыльской катастрофы. И в последующие годы мы предпринимали все усилия и все действия для того, чтобы внимание к чернобыльской проблематике не ослабло. Поэтому и основная цель в нашей инициативе о проведении международной конференции – это, прежде всего, привлечение международного внимания к существующим проблемам. Мы работаем с различными организациями в системе ООН над повесткой дня этой конференции, но основная цель, основная задача – это мобилизация международных усилий, в том числе и финансовой помощи на решение постчернобыльских проблем. То, что касается других инициатив, то, как я уже говорил, будет продолжена работа по дальнейшей реализации инициативы Президента нашего государства, который касается информационных технологий и создания в этой связи специального фонда под эгидой ООН. Мы продолжим работу по принятию резолюции Генеральной Ассамблеи по странам с переходной экономикой. Естественно, в рамках продолжающихся дискуссий и обсуждения вопросов, которые касаются международного терроризма, мы продолжим участие в рассмотрении проекта всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом и с ядерным терроризмом. Эти два проекта уже определенное время рассматриваются Генеральной Ассамблеей, но в силу различных подходов государств-членов и, прежде всего ряда развивающихся государств, не удается достичь согласия по окончательной редакции этих документов. Республика Беларусь будет и дальше принимать активное участие в рассмотрении этих вопросов. Спасибо.
Интерфакс: Несколько вопросов. Вы сказали о том, что Беларусь выступит со своей позицией по оптимизации работы Генеральной Ассамблеи ООН, по реформе Совета Безопасности ООН. Можно ли конкретизировать позицию по этим двум вопросам?
Еще уточняющий вопрос. Вы говорили о том, что Беларусь будет стремиться не допустить децентрализации международной системы поддержания мира. Что Вы имеете в виду под децентрализацией и какие страны в таком случае выступают за децентрализацию этой системы?
Сычёв А.Н.: Что касается оптимизации деятельности Генеральной Ассамблеи, сегодня есть ряд предложений, и, прежде всего, это резолюция Генеральной Ассамблеи, принятая в прошлом году, которая касается оптимизации деятельности Генеральной Ассамблеи. Ее инициатором выступил председатель Генеральной Ассамблеи на тот момент.
В рамках этого документа предлагается проводить сессию Генеральной Ассамблеи по этапам – первый – общеполитическая дискуссия, которая определяет, какая основная тема обсуждается в рамках пленарных заседаний. А затем работают три комитета. Вы знаете, что в рамках Генеральной Ассамблеи ООН создано 6 комитетов, которые занимаются различными вопросами международной повестки дня. Предлагается, чтобы 3 комитета работали с сентября по декабрь, затем после перерыва в феврале-апреле будут работать 3 другие комитета. Ряд предложений касается выполнения принимаемых резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и вопросов, которые связаны с дублированием и параллелизмом в работе. Эти предложения предлагаются государствам – членам.
Что касается нашего отношения к этим вопросам, то здесь, прежде всего, необходимо исходить с точки зрения рационального использования финансовых возможностей ООН. Вы знаете, что бюджет организаций ООН составляет более 3 млрд. долларов США. Это те деньги, которые должны самым рациональным образом использоваться для выполнения программ ООН, проведения Генеральной Ассамблеи. Проведение ГА ООН – это довольно дорогостоящее мероприятие, если оно растягивается по времени, то, соответственно, и затраты на его проведение увеличиваются. Необходимо сначала рассчитать финансовые последствия, а потом уже вносить предложение относительно поэтапного проведения сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Как правило, уже сам календарь проведения различных международных организаций формируется на год вперед, а может и на несколько лет вперед, поэтому проведение по этапам в феврале-апреле потребует, естественно, внесения изменений в международный календарь. Это довольно чувствительный вопрос, и будем подходить к нему очень внимательно.
То, что касается выполнения принимаемых резолюций, исключения дублирования и параллелизма в работе, то я думаю, что это верный подход, который предлагается председателем сессии Генеральной Ассамблеи. Здесь, прежде всего, должна быть проведена очень серьезная работа, с точки зрения анализа или практического исполнения принимаемых резолюций. Мы видим, что в некоторых комитетах даже в рамках Генеральной Ассамблеи принимаются резолюции, которые на деле н6е работают на общие цели. Что касается общеполитической дискуссии и обсуждения одной темы, то мой опыт работы показывает, что такой эксперимент уже проводился в рамках Ассамблеи десятилетия, затем были Ассамблеи Тысячелетия, проводились «круглые столы» с участием глав государств и правительств, но они себя не оправдали. Международная повестка дня настолько насыщена, что ее нельзя свести к обсуждению одной проблемы. Я понимаю, что многие вопросы взаимосвязаны, естественно, тесно переплетены между собой, но сводить сессию Генеральной Ассамблеи только лишь к обсуждению одной проблемы, видимо, это не самый лучший подход.
То, что касается реформы Совета Безопасности. Вы знаете, что это длительный процесс. Более десяти лет осуществляет свою деятельность рабочая группа по реформе Совета Безопасности, но на сегодняшний день согласия и консенсуса по реформированию Совета Безопасности не достигнуто. Основной вариант, который предлагается, – это расширение членского состава Совета Безопасности, как категории постоянных, так и непостоянных членов, отмена права вето, которое имеют пять нынешних государств - постоянных членов. Есть различные предложения. Что касается расширения Совета Безопасности, категорий постоянных членов, то предложение сводится к тому, чтобы увеличить эту категорию еще на пять членов – два государства промышленно развитых и плюс по одному государству от регионов Латинской Америки, Африки и Азии.
Но опять же по этой формуле нет согласия среди развивающихся государств: кто будет представлять эти регионы, будет ли это место постоянно закреплено за государством или оно будет ротируемо.
Рассматривая проблематику вето, то здесь есть четкая позиция государств - постоянных членов Совета Безопасности, которые не намерены отказываться от этого права. А для того, чтобы провести реформу Совета Безопасности, необходимо набрать две трети голосов Генеральной Ассамблеи и получить согласие постоянных членов Совета Безопасности – так устроен устав ООН.
Поэтому я думаю, что впереди у нас длительный процесс. Республика Беларусь выступает за расширение членства Совета Безопасности в обеих категориях и за то, чтобы было выделено одно место в категории непостоянных членов для восточно-европейского региона.
То, что касается права вето, то мы здесь занимаем взвешенную позицию, выступаем за постепенную кодификацию отмены этого права. Как будет идти дальнейшая работа, посмотрим.
Обсуждая вопрос децентрализации деятельности ООН по поддержанию мира, необходимо отметить, что согласно действующим международным документам орган, который отвечает за поддержание международного мира и безопасности – это Совет Безопасности ООН. И, естественно, все вопросы, которые связаны с ведением военных действий, операций по поддержанию международного мира и безопасности, должны проходить с ведома Совета Безопасности. Вот такая позиция. Поэтому мы будем выступать за укрепление роли Совета Безопасности, а не за то, чтобы появились какие-то другие организации.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by