Выступление заместителя начальника управления глобальной политики и гуманитарного сотрудничества МИД Беларуси Вадима Писаревича на 46-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию, г.Нью-Йорк, 23 апреля 2013 г.
Позвольте начать с выражения признательности Генеральному секретарю за качественно подготовленные материалы по рассматриваемому пункту повестки дня сессии.
Делегация Республики Беларусь отмечает чрезвычайную важность темы общих прений. Надеемся, что наша дискуссия, а также резолюция сессии помогут внести весомый вклад в ряд проходящих и предстоящих глобальных процессов в области развития. В частности, по нашему мнению, это относится к трем процессам — подготовке заседания высокого уровня по международной миграции и развитию, которое состоится в октябре текущего года, проведению в 2014 году обзора хода реализации Программы действий, принятой по итогам Международной конференции по народонаселению и развитию в 1994 году в Каире, а также разработке повестки дня в области развития на период после 2015 года.
Считаем, что доклад Генерального секретаря «Новые тенденции в миграции: демографические аспекты» весьма четко выявляет и описывает такие факторы, как причины внешней и внутренней миграции, ее последствия, существующие проблемы, а также важность миграции в контексте демографических процессов.
Миграция и развитие, особенно устойчивое развитие, имеют сложную взаимосвязь, которую мы, наверное, еще в полной мере не осознаем. Однако, становится очевидным, что миграция является весьма существенным компонентом демографических процессов. Например, снижая социальное напряжение в одних регионах, миграция содействует экономическому развитию других регионов.
Главный вызов в контексте миграции, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы обеспечить должное регулирование и контроль миграционных процессов. В этом случае миграция, как отмечается в докладе Генерального секретаря, будет служить «инклюзивному социальному и экономическому развитию и будет важным элементом возобновленного глобального партнерства в целях развития».
В противном случае, миграция будет увеличивать потоки нелегальных мигрантов и жертв торговли людьми. Ведь по большому счету – торговля людьми – это искаженная форма миграции. В этой связи мы считаем важным рассматривать проблемы миграции и торговли людьми комплексно. Успех в одной области, это, безусловно, успех и в другой. Поэтому, полагаем, что предстоящее в мае заседание Генеральной Ассамблеи ООН высокого уровня по оценке реализации Глобального плана действий в борьбе с торговлей людьми является важной вехой и в контексте глобальных усилий в области миграции.
Правительство Республики Беларусь придает важное значение вопросу миграции в контексте реализации своей демографической политики. Эти аспекты получили отражение в Национальной программе демографической безопасности на 2011-2015 годы. Поскольку Беларусь на протяжении ряда лет испытывает снижение численности населения, Программа преследует цель стабилизировать этот показатель на уровне 9,45 млн. человек к 2015 году и начать переход к последующему демографическому росту. В этом контексте Программа регулирует и миграционные процессы.
Мы заинтересованы в оптимизации миграционных процессов, в создании условий для уменьшения эмиграции, сохранении интеллектуального и трудового потенциала государства. Одновременно преследуем цель привлечения мигрантов, прежде всего, иностранных высококвалифицированных кадров.
Среди конкретных мер хотел бы остановиться лишь на некоторых.
Во-первых, Правительство проводит регулярный мониторинг миграционной ситуации в стране на основе системного анализа процессов миграции. Иными словами, мы видим, где и в каком количестве нам необходимы притоки в целях замещения естественной убыли населения.
Во-вторых, в контексте привлечения мигрантов мы стремимся в оптимальной форме использовать возможности соотечественников, проживающих за рубежом, а также белорусских диаспор. Мы принимаем меры по возвращению эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам. В этих целях налажено взаимодействие между заинтересованными государственными учреждениями, включая посольства и консульства страны.
В-третьих, Беларусь проводит целенаправленную работу по интеграции мигрантов в общество. В этих целях Правительство реализует комплекс правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в стране. Особое внимание уделяется вопросу трудоустройства мигрантов. Например, Министерство труда и социальной защиты формирует национальный банк трудовых вакансий, что обеспечивает широкий доступ к информации не только для граждан страны, но и для иностранцев.
Проводя миграционную политику в контексте демографии, Беларусь активно сотрудничает с международными организациями. В частности, хотел бы отметить совместную результативную работу Правительства и заинтересованных национальных партнеров с Фондом ООН в области народонаселения и развития в рамках проведения странового обзора о реализации Программы действий Международной конференции по народонаселению и развитию.
Мы также удовлетворены результатами сотрудничества с Международной организацией по миграции и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, особенно в контексте защиты прав мигрантов в Беларуси.