Размер шрифта:

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Сергея Алейника на Одиннадцатой Конференции ООН по торговле и развитию (г.Сан-Паулу, 16 июня 2004г.)

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые делегаты,

Дамы и Господа,

Прежде всего, позвольте выразить признательность Правительству Бразилии за прекрасную организацию ЮНКТАД XI и за гостеприимство, оказанное ее участникам. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить Генерального секретаря ЮНКТАД г-на Рубенса Рикуперо и Секретариат Организации за работу, проделанную по подготовке содержательной стороны ЮНКТАД XI.

Господин Председатель,

Положение дел в мире по достижению Целей развития, принятых на Саммите Тысячелетия, настоятельно требует повышения согласованности между национальными стратегиями развития и глобальными процессами в области экономического роста и развития, в особенности для развивающихся стран.

В этой связи, существенно возрастает роль Конференции ООН по торговле и развитию, форума, который на протяжении 40 лет занимается рассмотрением вопросов торговли и развития в их взаимосвязи, обладает необходимой компетенцией и сравнительными преимуществами для внесения эффективного вклада в решение стоящих перед человечеством насущных экономических задач.

Мы разделяем мнение о необходимости укрепления всех трех основных направлений деятельности ЮНКТАД (исследовательская и аналитическая работа; формирование консенсуса и техническое сотрудничество), а также внесения существенного вклада в практическое осуществление итогов последних глобальных конференций в области развития и торговли.

Господин Председатель,

Никто не станет отрицать, что выгоды от глобализации распределяются неравномерно, многим НРС они вообще недоступны. Утверждать, что в этом виноваты только эти страны в условиях глобальной экономики было бы неверно и противоречило бы самому понятию глобализации. В условиях глобализации на первый план выходят именно международные факторы, прежде всего, в области торговли, финансов, инвестиций.

Сегодня становится очевидно, что простая либерализация торговли, не подкрепленная соответствующими мерами на международном уровне, не приводит к существенному экономическому росту развивающихся стран. Очевидно и то, что прямые иностранные инвестиции на условиях ТНК также не обеспечивают устойчивого развития. Без учета конкретных особенностей и потребностей принимающих стран эффективность ПИИ с точки зрения обеспечения устойчивого развития будет невысокой. Национальная стратегия развития также не всегда приносит желаемые результаты, если она опирается только на рыночные силы. Опыт немногих развивающихся стран, добившихся экономического прорыва, да и практика самих развитых стран показывает, что государство далеко не изжило своей роли. Более того, именно в трудные периоды государство играет ключевую роль в обеспечении выхода из кризиса. Мы считаем, что эта объективная реальность должна быть четко прописана в итоговых документах ЮНКТАД ХI.

В этой связи мы с удовлетворением отмечаем содержащуюся в проектах документов нацеленность ЮНКТАД на использование своего потенциала для осуществления исследований в области макроэкономической политики, финансов, задолженности и бедности в их взаимосвязи с целью оказания содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой в преодолении вызовов глобализации.

Господин Председатель,

Сегодня очевидно, что развитие производственного потенциала и повышение конкурентоспособности должны являться основной частью национальной стратегии развития. Развитые страны, специализированные агентства много говорят о необходимости поддержки и развития мелкого и среднего предпринимательства и совершенно забывают о необходимости поддержки имеющихся крупных производств. Мы не отрицаем важную роль мелких и средних предприятий в экономике любой страны. Вместе с тем, опыт отдельных азиатских стран, добившихся значительных успехов в экономическом развитии, показывает, что они избрали модель создания крупных производств в различных отраслях экономики. Мы считаем, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой должны также серьезно заботиться и о крупных, особенно уже существующих производствах. Существенный и стабильный экономический рост в Республике Беларусь, среднегодовой показатель которого в период 1997–2003 гг. составляет 6,5 %, в определяющей мере обусловлен созданием Правительством необходимых условий для работы крупных промышленных предприятий. Очевидно, что они имеют большой потенциал для освоения инвестиций, внедрения новых технологий и повышения международной конкурентоспособности. Мы считаем, что пришло время уделить данной категории национальных предприятий должное внимание и найти возможность включить исследование их роли в обеспечении устойчивого развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой в программу действий ЮНКТАД с целью выработки соответствующих рекомендаций.

Господин Председатель,

Создание национального производственного потенциала не принесет желаемых результатов при отсутствии возможности или же ограниченной возможности реализовать произведенную продукцию на международном рынке. Все согласны с тем, что международная торговля является одной из главных движущих сил экономического развития. И если мы действительно хотим, чтобы развивающиеся страны и страны с переходной экономикой добились ощутимого прогресса в своем экономическом развитии, необходимо создать условия для того, чтобы эта движущая сила могла в полной мере работать на реализацию стратегий развития этих стран.

В качестве своего вклада в обеспечение доступа развивающихся и наименее развитых стран к мировому рынку Республикой Беларусь принято решение о предоставлении односторонних торговых преференций широкому ряду таких государств.

Беларусь была и остается страной с открытой экономикой, у которой объем внешнеторгового товарооборота, превышает ВВП. В данной связи присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО) является частью стратегии устойчивого развития и приоритетом внешнеэкономической политики страны. В процессе переговоров мы добиваемся того, чтобы вступающим странам предлагались обязательства на уровне, соответствующем их экономическим возможностям сегодня, а не через 10-20 лет. Это может быть сделано, применяя индивидуальный подход к каждой присоединяющейся стране, отказавшись от применения шаблона, который превышает и действующие нормы ВТО, и обязательства самих стран-членов этой Организации.

ЮНКТАД обладает необходимой компетенцией и достаточным опытом, чтобы помочь развивающимся странам и странам с переходной экономикой интегрироваться на приемлемых условиях в международную торговую систему с учетом их национальных особенностей и потребностей развития. Тем более, что это является частью ее мандата.

В данной связи Республика Беларусь поддерживает закрепление в итоговом документе положения о необходимости оказания Организацией улучшенной технической помощи и содействия развивающимся странам и странам с переходной экономикой до, в течение и после присоединения к ВТО.

Республика Беларусь высоко оценивает расширение сотрудничества между ЮНКТАД и ВТО, включая оказание совместной технической помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Примером положительного сотрудничества ЮНКТАД и ВТО явилось создание Международного торгового центра, которому в этом году также исполнилось 40 лет. Необходимо отметить, что потенциал данного Центра далеко не исчерпан, однако для дальнейшего развития необходимы дополнительные ресурсы. Мы считаем, что необходимо всячески развивать такое сотрудничество между двумя организациями.

Белорусская сторона приветствует углубление сотрудничества ЮНКТАД с группой Всемирного банка, ЮНИДО, другими всемирными и европейскими организациями и структурами на благо стран-реципиентов помощи Конференции.

Расширение и активизация деятельности ЮНКТАД как в Центральной и Восточной Европе, так и в других регионах мира, возрастание роли Конференции в содействии экономическому росту и развитию требуют консолидации ее ресурсов и укрепления координации с другими международными институтами. Страны нуждаются в большей финансовой и технической поддержке, компенсациях социальных потерь от реформ и ликвидации бедности. Такую масштабную и адресную помощь ЮНКТАД может им обеспечить в сотрудничестве с ООН, ЕС, другими международными финансовыми организациями и странами донорами. Только консолидировав ресурсы, можно достичь того главного результата, который должны обеспечивать финансовые и другие ресурсы ЮНКТАД и ее членов - это стабильность и устойчивость развития в каждой из стран в европейском, азиатском, африканском и латиноамериканском регионах.

Господин Председатель,

Касаясь роли ЮНКТАД в развитии программ партнерства в различных областях гражданского общества, в том числе с учетом опыта и результатов Монтеррейской и Йоханессбургской конференций, мы разделяем мнение, что Секретариат ЮНКТАД должен руководствоваться критериями и принципами, согласованными странами-участницами в процессе подготовки и выполнения Всемирного форума по устойчивому развитию. Новые программы партнерства, создаваемые в рамках 11-й Конференции ЮНКТАД, должны не заменять, а скорее дополнять межправительственные решения, включая провозглашенные в Декларации тысячелетия. При этом, эти программы должны основываться на ресурсах и возможностях их участников и не оказывать воздействие на программы, финансируемые из регулярного бюджета.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что ЮНКТАД, являющаяся центральным звеном в системе ООН по рассмотрению вопросов торговли и развития в их взаимосвязи, играет и далее должна играть важную роль в интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику.

Новые вызовы тысячелетия ставят еще более сложные задачи перед всем человечеством, и надеюсь, что ЮНКТАД будет той способной международной организацией, которая сможет соответствовать своему высокому предназначению по оказанию содействия развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития стран и, как следствие, обеспечению достойного уровня жизни населения.

Спасибо за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by