Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея в ходе общей дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН, г.Нью-Йорк, 28 сентября 2013 г.
Начну с простого вопроса: в чем состоит основная дилемма современного мира? Полагаю в том, что человечество не успевает следовать в своем общественном развитии за тем темпом, с которым проходит глобализация. Мы постоянно запаздываем. Наша же неспособность быстро и эффективно приспособиться порождает множество проблем – политических, экономических, социальных.
Такого рода несоответствие между технологическим и общественным развитием стало нормой с момента начала Индустриальной революции в конце XVIII века. Вместе с тем, сегодня оно предоставляет гораздо бóльшую угрозу, чем когда-либо ранее. Дело в том, что глобализация постоянно наращивает свою скорость. Следовательно, и адаптация должна проходить намного быстрее.
Нам необходим механизм, который позволит оперативно и эффективно решать вопрос этой дилеммы. Вернее было бы назвать его новым глобальным порядком.
Сегодня мы вряд ли можем говорить о том, что у нас вообще существует глобальный порядок. Само понятие «порядок» подразумевает стабильность. Сегодня мы ее не имеем. Старые правила не соблюдаются. Новые – не созданы. Мы постоянно находимся в состоянии различных глобальных кризисов. Великие государства стремятся обеспечить глобальное управление через «узкие» по составу «клубы». Другие страны делают «ставку» на региональное развитие. Права средних и малых государств повсеместно попираются.
В целом, нынешнюю геополитическую ситуацию характеризует нарастающая динамика многоуровнего соперничества и кризис глобального управления. Что еще более тревожно – все это происходит на фоне растущего глобального неравенства. Очевидно, что, если мы не придем к «порядку» намеренно, то к нам придет «анархия» по умолчанию.
Отмечу сразу, Беларусь не имеет однозначного рецепта как построить новый глобальный порядок. И вряд ли такая задача может быть одновременно и быстро решена вообще. Великий Гёте однажды сказал: «Человек рожден не для того, чтобы решить все проблемы мира, но чтобы начать поиск решения проблем и оставаться в пределах того, что он может постигнуть».
Давайте и попытаемся исходить именно из такой логики. Уверены, что следует двигаться вперед в первую очередь там, где это представляется особенно необходимым.
Начать, как нам кажется, надо с укрепления роли государства в современном мире. В свое время Индустриальная революция сделала государство сильным и саму такую идею – привлекательной.
Действительно, ведь история последних двух веков это не история военной мощи. Это – история растущей силы принципа самоопределения – стремления народов создать собственные государства, способные эффективно отстаивать интересы своих граждан.
Поэтому неудивительно, что во времена кризисов и неопределенности великие деятели прошлого видели выход в укреплении роли государства. Президент США Франклин Рузвельт, столкнувшись с Великой депрессией, верил, что именно сильное государство сможет решить проблемы «забытого человека»
Глобализация последних нескольких десятилетий, особенно нерегулируемая, однозначно способствовала уменьшению значения государства. Мы оказались в весьма парадоксальной ситуации. С одной стороны, глобальные процессы «урезали» его возможности. С другой стороны, решение постоянно нарастающих транснациональных вызовов, вызываемых глобализацией, требует наличия «сильного» государства.
Что мы под этим понимаем?
Давайте исходить из того, что мы живем в очень многообразном мире. Отражая весь спектр этого многообразия, государства принимают самые различные формы внутреннего устройства. Как показывает исторический опыт, «причесать» всех под одну «гребенку» невозможно.
Мы уверены, что оценивать государства – прибегну здесь к помощи философии – следует не из категории их «формы», а из понятия «содержания». Иными словами, «сильное» государство – это ответственное государство – как в своей внутренней, так и во внешней политике, независимо от его «формы».
Так и давайте строить наши отношения исходя из «содержания», а не из «формы». Действительно, почему внутреннее политическое устройство, например, Беларуси или Кубы, служит основанием для некоторых стран проводить незаконную с точки зрения международного права политику санкций и преследования этих государств? Ведь народы этих стран определили их «форму» и не желают иные, поскольку их правительства проводят ответственную политику. К ним нет по большому счету претензий с точки зрения «содержания».
Призыв к «сильному» государству, конечно же, не имеет ничего общего с призывом к диктатуре. Франклин Рузвельт сказал: «История доказывает, что диктатуры вырастают не из сильных и успешных государств, а из слабых и беспомощных».
Слабость государства – это сегодня не только гуманитарная проблема. Это – проблема международной безопасности. Это – гарантия того, что мы не сможем решить на глобальном уровне проблему несоответствия между темпами глобализации и общественной адаптации.
Следующим направлением мы видим усилия по обеспечению глобальной конвергенции. Необходимо отметить, что в прошлом такие попытки часто предпринимались. К сожалению, сферы их применения были изначально ошибочны.
Действительно, конвергенция в основном происходила в контексте насаждения «сильными мира сего» своих политических и экономических моделей на другие страны. Это было откровенное принуждение. Как следствие – все попытки завершались провалом.
В сегодняшнем мире нам нужны совершенно иные подходы – такие, которые послужат объединению и стабильности, нежели разъединению и анархии. Нам нужна социальная конвергенция.
Иными словами, мы должны работать в целях создания в каждом государстве сильного среднего класса. Здесь не может быть никакого принуждения. Ведь все страны имеют интерес в наличии значительного национального среднего класса. История ярко демонстрирует, что успех в этом деле гарантирует как внутреннюю стабильность государства, так и его интерес в проведении внешней политики, ориентированной на обеспечение международной стабильности.
Уверены в том, что «средина», приносящая блага на национальном уровне, производит аналогичный эффект и на международном. Наличие значительного количества государств со средним уровнем дохода – это самая надежная гарантия того, что мир будет действительно многополярным, справедливым и стабильным.
Эта группа государств не ищет диктата и доминирования над другими. С другой стороны, вырвавшись совсем недавно из тисков бедности и внутренней нестабильности, многие государства этой группы в полной мере осознают важность глобального развития и солидарности с наименее развитыми странами.
Исходя из такого понимания, Беларусь стремится активизировать на международной арене тематику стран со средним уровнем дохода. В мае этого года мы провели региональную конференцию по теме стран со средним уровнем дохода в контексте устойчивого развития. Мы констатируем большой интерес к нашему мероприятию.
Беларусь приветствует и проведенную в июне в Коста-Рике международную конференцию по странам со средним уровнем дохода. Эти и другие события указывают на необходимость более целенаправленной работы системы ООН со странами со средним уровнем дохода.
В то же время, ряд современных тенденций работают в направлении, препятствующим усилению «средины», прежде всего, во внутреннем контексте. Нерегулируемая глобализация, целенаправленно проводимая на протяжении ряда последних десятилетий так называемыми «рыночными фундаменталистами», послужила как увеличению неравенства в мире, так и «выхолащиванию» среднего класса. Многие – как в развитых, так и развивающихся странах – уже ощущают на себе политические и экономические последствия такой ситуации.
Мы связываем надежды на изменения с проходящим в настоящее время процессом разработки повестки дня ООН в области развития на период после 2015 года.
Действительно, мир стремительно приближается к завершению в 2015 году глобальной повестки, ориентированной на Цели развития тысячелетия. Основной урок, который можно извлечь уже сейчас, состоит, как нам кажется, в том, что в современном мире не может быть устойчивого прогресса в какой-либо отдельной области, если другие – игнорируются. Это результат того, что все и всё в этом мире – люди, экономики, угрозы – стали слишком взаимозависимыми. Например, нельзя иметь успех в области миграции, не решая проблемы бедности, конфликтов, экологических катастроф.
Такое понимание, в свою очередь, указывает на необходимость разработки всеобъемлющей повестки дня в области развития на период после 2015 года. Весьма похвально, что ООН, государства-члены и многие другие «игроки» уже весьма активно вовлечены в подготовительный процесс.
Также отрадно и то, что в качестве основы будущей повестки все видят парадигму устойчивого развития. Это – правильный путь. Именно устойчивое развитие через свои экономический, социальный и экологический элементы может обеспечить действительно всеобъемлющий охват проблем глобального развития.
Беларусь разделяет мнение, что в центре будущей повестки должны быть Цели устойчивого развития. Мы видим необходимость разработки таких целей по самым различным направлениям. Особенно важно иметь их в тех областях, которые не были охвачены Целями развития тысячелетия, например, миграция, энергетика, занятость.
Полагаем, что каждая такая цель должна реализовываться через соответствующее тематическое глобальное партнерство, объединяющее в своих рядах государства, международные организации, гражданское общество и частный сектор. Примером здесь может служить успешно реализуемое в настоящее время Глобальное партнерство против рабства и торговли людьми.
Верим, что всеобъемлющий подход в области развития поможет нам сделать глобализацию более управляемой и справедливой. В конце концов, она должна работать в интересах всех, нежели только «избранных».
Проводя исторические параллели, можно утверждать, что повестка дня в области развития на период после 2015 года – это наша всеобъемлющая «Новая сделка» на будущее.
ООН же – с ее неоспоримой легитимностью, универсальным членством и всеохватывающими подходами – является той незаменимой площадкой, где международное сообщество сможет найти «согласие интересов» по «Сделке» и реализовать ее.
Наибольшая опасность во времена геостратегической неопределенности – это не сама неопределенность. Это, скорее, стремление действовать в сложных условиях по логике вчерашнего дня – то есть «как обычно».
Убеждены, что, только избавившись от такого подхода, мы сможем построить глобальный порядок, обеспечивающий блага для всех людей на планете.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by