ВЫСТУПЛЕНИЕ Заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь А.Ю.Михневича на министерской конференции " Большая Европа: сотрудничество в Центрально-Восточной Европе через общие с расширенным ЕС границы"
Киев, 10 ноября 2003 г.
ЭВОЛЮЦИЯ ГРАНИЦ МЕЖДУ БЕЛАРУСЬЮ И ЕС
В РАМКАХ "БОЛЬШОЙ ЕВРОПЫ" СВОБОДЫ, БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРАВОСУДИЯ
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего, позвольте мне выразить благодарность украинской стороне за превосходную организацию данного форума и гостеприимство, оказанное нам в Киеве.
Нынешняя встреча свидетельствует о растущей политической роли региона Центральной и Восточной Европы в обеспечении единства и сплоченности нашего континента. Она отражает нашу общую убежденность, что будущие границы расширенного ЕС не должны превратиться в оборонительные рубежи "Крепости Европа", но напротив, способствовать складыванию новых схем сотрудничества.
Трансграничная проблематика традиционно является одной из наиболее "чувствительных" для нашей страны. Мы заинтересованы в развитии диалога между населением по обе стороны наших границ, и рассчитываем, что расширение ЕС благотворно скажется на динамике данного диалога.
"Соседская" инициатива, выдвинутая Европейской комиссией, обладает на наш взгляд необходимым конструктивным "зарядом" и потенциалом для стимулирования трансграничных процессов по периметру "ЕС – 25-ти". Она созвучна нашей собственной стратегической цели построения "пояса добрососедства" вдоль наших границ и представляется эффективным инструментом для сотрудничества, прежде всего, между новыми странами-членами ЕС и смежными с ними государствами.
Мы уже работаем с нашими партнерами в Украине, Польше, Литве и Латвии над проектами конкретных трансграничных программ, призванными в конечном итоге составить основу будущего "нового инструмента соседства". Вместе с тем вызывает разочарование, что процесс разразработки единого механизма сотрудничества в регионе не подкреплен пропорциональными объемами финансирования по обе стороны будущей границы ЕС. В этой связи хотел бы призвать Европейскую комиссию рассмотреть возможность сбалансированного финансирования "программы соседства" по линии ИНТЕРРЕГ и ТАСИС во избежание проблем при реализации будущих совместных проектов.
Будучи в центре внимания концепции "соседства", граница Евросоюза не должна быть ее единственным приоритетом. Это особенно актуально для так называемого "Восточного измерения" "соседского" сотрудничества, которое должно способствовать укреплению уже сложившегося в этой части Европы комплекса устойчивых региональных связей. Эта идея акцентируется и в недавних сообщениях Европейской комиссии, которые предусматривают оказание возможной поддержки "политическому сотрудничеству и/или экономической интеграции в рамках западной группы новых независимых государств".
Программы, и в дальнейшем, инструмент "соседства" могли бы внести немалый вклад в достижение данной цели. Для этого их пространственный охват не должен ограничиваться границами между ЕС и его восточными соседями, но включать также границы между самими государствами-соседями. Это способствовало бы большей согласованности совместных действий всех заинтересованных сторон на региональном уровне и гармонизации механизмов содействия ЕС в данной географической зоне.
Хотел бы предложить Европейской комиссии внимательно рассмотреть данный подход, который, по нашему мнению, позволил бы существенно усилить благотворный эффект расширения ЕС для Восточной Европы.
Дамы и господа,
То, в какой степени преимущества расширения Евросоюза будут ощутимыми за его границами, зависит, прежде всего, от сущности самих границ. Их трансформация является одним из требований нынешнего расширения. В этой связи мы должны объединить наши усилия и совместно сделать границы в будущей Европе комфортными, безопасными и контролируемыми.
Эта цель предполагает смягчение пограничного и визового режимов для легальных поездок, введение ощутимых льгот для наиболее уязвимых групп населения, упрощение консульских и таможенных формальностей, модернизация существующей и создание дополнительной инфраструктуры.
Беларусь совместно с государствами-кандидатами на вступление в ЕС отрабатывает различные варианты решения данной проблемы в рамках двусторонних соглашений. Отрадно, что в свете расширения Евросоюз также уделяет повышенное внимание этому вопросу. Мы, в частности, приветствуем предложенный Европейской комиссией в августе проект регламента Совета ЕС о режиме поездок для приграничного населения.
Вместе с тем вряд ли поддается логичному объяснению, почему, предлагая создавать новые пункта пропуска для приграничного населения, Евросоюз в то же время настаивает на закрытии имеющихся аналогичных пунктов вдоль внешних границ своих будущих государств-членов. Вследствие этого ряд упрощенных погранпереходов на белорусско-польской границе уже пришлось закрыть, что серьезно затрудняет трансграничные поездки.
Столь непоследовательный подход едва ли идет на пользу позитивному имиджу расширения. Хотел бы призвать Европейскую комиссию срочно разобраться в сложившейся противоречивой ситуации во избежание дальнейшего сокращения трансграничных контактов.
Надежность границ имеет ключевое значение для формирования в Европе реального пространства свободы, безопасности и правосудия. Белорусская сторона рассматривает сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел в качестве одной из важнейших составляющих "соседства" и, в свою очередь, прилагает значительные усилия в целях борьбы с различными трансграничными угрозами.
Задача весьма осложняется прозрачностью наших восточных рубежей и возрастающей нагрузкой на нашу пограничную инфраструктуру в свете близкого расширения ЕС. Ежегодно непосредственно на границе мы перехватываем сотни нелегальных мигрантов, стремящихся выехать в страны Запада, еще больше задерживаются нашими правоохранительными органами по стране. Белорусские таможенные службы задерживают тонны контрабандного товара, включая наркотики, оружие и опасные вещества, переправляемые в государства ЕС. Таким образом, наша страна вносит свой вклад в глобальную борьбу с терроризмом.
Общеизвестно, однако, что надежность любой границы определяется надежностью ее слабейшего звена. В этой связи весьма тревожным фактом является нарастающий разрыв в развитии инфраструктуры по обе стороны будущей границы ЕС. Многие объекты на белорусской стороне недостаточно развиты, либо полностью неадекватны сегодняшним требованиям. Отсутствие специальных центров временного содержания нелегальных мигрантов делает их выявление и задержание особо затратным.
Наша страна, со своей стороны, прилагает усилия для улучшения ситуации, однако эта работа затрудняется ограниченностью ресурсов. Мы ценим содействие, оказываемое Евросоюзом для этих целей в рамках программы ТАСИС, однако объемы предоставляемой техпомощи не отвечают масштабу имеющихся проблем.
Считаем, что необходимой предпосылкой для их эффективного разрешения является налаживание структурного диалога между Беларусью и ЕС по вопросам правосудия и внутренних дел. Он должен сопровождаться реальным взаимодействием, выходящим за рамки существующей сейчас схемы сотрудничества и направленным на создание в конечном итоге общего европейского пространства сотрудничества в области внешней безопасности.
Дамы и господа,
В качестве одной из заинтересованных сторон проекта "Большой Европы" Беларусь готова активно работать совместно с другими государствами-соседями и партнерами из числа стран ЕС над его успешным воплощением. Однако успех этого проекта зависит также от того, в какой мере он сам способен удовлетворить ожидания и устранить опасения каждой страны региона, и содействовать равноправное сотрудничества в масштабах всего континента. Мы нуждаемся в "соседстве", которое было бы прагматичным и инклюзивным, "соседстве", которое позволило бы окончательно сделать само понятие "разделительные линии" достоянием истории.
Благодарю за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by