Выступление заместителя начальника управления глобальной политики и гуманитарного сотрудничества МИД Беларуси Ирины Величко в рамках дискуссии ГА ООН по вопросу улучшения положения женщин, г.Нью-Йорк, 11 октября 2013 г.
Белорусская делегация ознакомилась с докладом генерального секретаря ООН о вкладе организации в продвижение гендерного равенства. Мы приветствуем положительную тенденцию по увеличению доли резолюций ООН, касающихся гендерной проблематики. В то же время считаем, что ООН должна не просто отражать гендерный вопрос на бумаге, а активнее использовать свой технический потенциал для оказания помощи государством в продвижении гендерного равенства на местах. Необходимо наращивать разработку проектов международной технической помощи в области защиты прав женщин. Считаем важным подключение к этой работе «ООН-женщины», которой нужно активнее участвовать в работе страновых офисов ПРООН.
Хотели бы отметить эффективную работу Комиссии ООН по положению женщин, которая является главным политическим форумом по продвижению прав женщин.
Беларусь добилась значительного прогресса в урегулировании правовых, политических, экономических и культурных аспектов проблемы равенства между мужчинами и женщинами.
Одним из приоритетов государственной политики, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Трудовом кодексе, Уголовном кодексе, Гражданском кодексе, других законодательных актах, является обеспечение равных возможностей мужчин и женщин в реализации принадлежащих им равных прав и свобод.
Беларусь досрочно выполнила сформулированную в Декларации тысячелетия цель развития, связанную с обеспечением гендерного равенства.
В стране продолжается реализация четвертого национального плана действий по обеспечению гендерного равенства в Беларуси на 2011 – 2015 годы, направленного на улучшение положения женщин в социально-экономической сфере, развитие гендерного образования, профилактику насилия в семье. В рамках реализации данного плана подготовлен проект Концепции обеспечения гендерного равенства в Республике Беларусь, в которой разработаны индикаторы и определены задачи по созданию условий для паритетного представительства женщин и мужчин в сфере управления и принятия решений.
В результате проводимой политики занятости населения сокращается число женщин, состоящих на учете в качестве безработных. Особенности регулирования труда женщин комплексно учтены в трудовом законодательстве. Принимаются специальные меры, направленные на обеспечение занятости женщин: проведение ярмарок вакантных рабочих мест с преимущественным использованием женского труда; направление на профессиональную подготовку и переподготовку безработных женщин по наиболее востребованным специальностям; выделение бюджетной ссуды нанимателям, создающим рабочие места для трудоустройства женщин. Важнейшим направлением является содействие самозанятости и предпринимательской деятельности среди женщин.
Ключевым общественным институтом, через который осознаются и реализуются на практике гендерные роли, является семья. Поэтому государственная семейная политика направлена на обеспечение условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности.
Система материальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей включает гарантии в сфере пенсионного, трудового, жилищного, налогового законодательства. Семейными пособиями охвачено 99 процентов детей в возрасте до 3 лет.
На безусловное сохранение значимости репродуктивной функции женщины направлено трудовое законодательство. Законодательно закреплен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с сохранением рабочего места. Такой отпуск может быть предоставлен любому члену семьи. Для работников с семейными обязанностями существует ряд трудовых гарантий. Однако до настоящего времени востребованность таких гарантий среди женщин остается гораздо более высокой, чем среди мужчин. В этой связи в стране для воспитания ответственности отцовства в Беларуси действуют папа-школы.
Ежегодно с 2006 года совместно с представительством ООН в рамках Всемирной кампании «16 дней активных действий по ликвидации насилия в отношении женщин» проводится информационная кампания по привлечению внимания населения к проблеме домашнего насилия.
Для оказания социальной поддержки лицам, подвергшимся психофизическому насилию, ставшим жертвами торговли людьми или домашнего насилия, пострадавшим от преступной деятельности, в отделениях социальной адаптации и реабилитации территориальных центров социального обслуживания населения создаются «кризисные комнаты». В первом полугодии 2013 года 85 человек получили помощь в 53 «кризисных комнатах» страны.
Для оказания экстренной социально-психологической помощи в территориальных центрах работают телефоны «горячая линия».
В июне 2013 года Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь приняла проект Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», которым закрепляется определение термина «насилие в семье», устанавливаются основные профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье, соответствующие международному опыту предупреждения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
В августе 2013 г. вступили в силу изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, в соответствии с которыми устанавливается административная ответственность за умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления.
В рамках реализации проектов международной технической помощи по противодействию домашнему насилию ведется работа по созданию в Беларуси национальной модели по борьбе с мужчинами-агрессорами на основе международного опыта, а также внедрению национальной модели межведомственной координации мер по борьбе с домашним насилием. С августа 2012 года в Беларуси действует Сеть некоммерческих организаций по противодействию домашнему насилию, которая объединяет 19 НПО, осуществляющих деятельность по профилактике домашнего насилия, оказанию помощи пострадавшим и продвижению инициатив по разработке законодательства в области домашнего насилия.
В Беларуси женщины и мужчины имеют одинаковые условия для ориентации в доступе к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий. Образовательный уровень женщин в нашей стране достаточно высок. Женщины составляют 53,4 процента от общей численности населения. Среди работающих женщин 54,6 процента имеют высшее и среднее специальное образование. Положительной является тенденция роста числа женщин в системе подготовки кадров высшей научной квалификации.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что женщины являются важнейшим жизнеобразующим элементом человеческой цивилизации. Без их участия устойчивое развитие невозможно.