Выступление начальника управления глобальной политики и гуманитарного сотрудничества МИД Республики Беларусь Вадима Писаревича в рамках второго комитета Генассамблеи ООН по пункту повестки дня «Вопросы макроэкономической политики», г.Нью-Йорк, 24 октября 2013 г.
Международная торговля чрезвычайно важна для развития, экономического роста и продовольственной безопасности всех стран. На сегодняшний день международная торговля обременена целым рядом проблем, вызванных главным образом недавним глобальным финансово-экономическим кризисом и его последствиями – волатильностью валютных курсов, резкими изменениями товарных цен, растущим протекционизмом, ростом нетарифных торговых мер, снижением спроса на товары и услуги.
Такая ситуация вызывает необходимость принятия комплекса мер на различных уровнях – глобальном, региональном и национальном.
Ключевым элементом в этом процессе, по нашему мнению, является обеспечение всеобъемлющего характера системы мировой торговли, служащей интересам всех без исключения стран мира. Такая система должна быть открытой, прозрачной, функционирующей на общих правилах и недискриминационной. Это ключевой посыл 13-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), состоявшейся в прошлом году.
Для Беларуси вышеуказанные принципы не являются лишь звучными словами, поскольку мы на практике ощущаем последствия односторонних экономических и торговых санкций, применяемых рядом стран в нарушение Устава ООН. Полагаем, что ООН должна более активно противодействовать такой практике, а также более действенно помогать странам, несправедливо затронутым санкциями.
Открытая торговая система предполагает расширение доступа на международные рынки для развивающихся государств и стран с переходной экономикой и их полную интеграцию в мировую экономику. Такая система должна всячески содействовать вступлению государств во Всемирную торговую организацию.
Все более важным элементом в глобальной торговле становятся региональные соглашения. Отчасти эта тенденция является результатом неудачи в завершении Дохинского раунда переговоров ВТО. В то же время региональные торговые соглашения должны не подменять международную торговую систему, а дополнять ее. Беларусь является активным участником регионального торгового сотрудничества, например, мы активно работаем с партнерами из Казахстана и Российской Федерации в рамках Единого экономического пространства.
На протяжении последнего десятилетия финансы были важным «двигателем» экономического развития. К сожалению, огромный потенциал этого фактора не был использован в полной мере в интересах развития. Слабое глобальное управление, отсутствие должного регулирования, зависимость международной финансовой системы от резервной валюты лишь одного государства в целом создали условия, при которых финансы в большей мере служили интересам спекулятивного корпоративного капитала, нежели целям мирового развития.
Результатом стал глобальный финансово-экономический кризис, многочисленные последствия которого и по сей день серьезно осложняют усилия в поддержку процессов развития.
Вместе с тем финансы и международная финансовая система продолжают оставаться неотъемлемым элементом повестки дня в области развития. Задача состоит в том, чтобы создать условия, укрепляющие международную финансовую систему и позволяющие ей успешно реализовывать эту повестку.
Центральным в этом отношении нам видится создание открытого и эффективного глобального управления. Таким оно может быть, если в решениях по ключевым экономическим и финансовым вопросам принимают участие все без исключения государства.
По нашему глубокому убеждению важнейшие экономические решения должны приниматься в ООН и ее Экономическом и Социальном Совете, нежели в других структурах. Считаем, что именно ЭКОСОС призван обеспечить эффективную координацию деятельности всех международных финансовых учреждений. В этой связи поддерживаем традиционные встречи ЭКОСОС с бреттон-вудскими учреждениями, ВТО и ЮНКТАД.
Как государство со средним уровнем дохода, Беларусь не может обойти вопрос поддержки усилий в области развития этой группы со стороны международной финансовой системы. Глобальный кризис четко продемонстрировал особую уязвимость стран со средним уровнем дохода. Это и понятно, поскольку такие страны в основном имеют открытые экономики и активно участвуют в свободной торговле.
Считаем важным, чтобы международные финансовые учреждения разрабатывали стратегии взаимодействия с этими государствами и активно сотрудничали с ними индивидуально в целях укрепления национальных банковских и финансовых систем, способных успешно выдерживать резкие изменения в функционировании финансовых рынков.
В ближайшие годы мандат международной финансовой системы по поддержке процессов развития значительно расширится в контексте реализации повестки дня ООН в области развития после 2015 года. Убеждены, что международная финансовая система должна принимать самое активное участие в этом процессе, как на подготовительном этапе, так и в фазе реализации.