Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Михаила Хвостова на основной сессии ЭКОСОС, г.Женева, 3 июля 2013 г.
Уважаемый господин Председатель,
Делегация Республики Беларусь поддерживает дальнейшее укрепление координирующей роли ЭКОСОС, располагающего широкой сетью специализированных вспомогательных органов, в мероприятиях ООН на социально-экономическом направлении.
Считаем, что ЭКОСОС должен стать лидером в координации международных усилий по осуществлению решений Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20». Приветствуем согласование Генеральной ассамблеей ООН в Нью-Йорке проекта резолюции, где учреждается многосторонний механизм высокого уровня по контролю за реализацией итогов «Рио+20». Рассчитываем на скорейшее принятие Генассамблеей упомянутого проекта резолюции на основе консенсуса.
Господин Председатель,
В порядке поддержания диалога ЭКОСОС с международными финансовыми и торговыми учреждениями Республика Беларусь считает, что международные финансовые организации, включая Международный валютный фонд, Группу Всемирного банка, несут свою долю ответственности за мировой экономический кризис как с точки зрения неспособности предвидеть и упредить его, так и в смысле проводимой ошибочной политики.
Прежде всего, мы имеем в виду определенную политизированность ими подходов при развитии своего сотрудничества со многими странами, включая и Беларусь. В то время как их действия должны определяться, прежде всего, интересами достижения устойчивого развития мировой экономики.
По мнению Беларуси, проводимые консультации МВФ в рамках Статьи IV Статей Соглашения МВФ, которые призваны способствовать решению международных валютно-финансовых проблем, должны акцентировать внимание стран на имеющихся либо надвигающихся проблемах в валютно-финансовых сферах с целью заблаговременного предупреждения стран о возможном приближении финансового кризиса.
При оценке МВФ бюджетной и монетарной политики в стране — потенциальном получателе ресурсов Фонда набор стандартных элементов анализа должен быть минимальным. При проведении такой оценки Фонд в большей степени должен ориентироваться на социально-экономические особенности страны, структуру внешней торговли и уделять приоритетное внимание максимально возможному нивелированию негативных последствий реализации предлагаемых им мер.
Господин Председатель,
Наша делегация видит необходимость в реформировании мировой финансовой системы, которая бы в более адекватной мере учитывала роль и значение новых экономик. Мы приветствуем предпринимаемые в этом направлении усилия стран БРИКС. Создание стабилизационного резервного фонда и учреждение Банка развития БРИКС будут способствовать ускорению реформирования бреттон-вудских институтов с учетом новых мировых реалий и расширят финансовые возможности для устойчивого развития не только самих стран БРИКС, но и других государств.
Господин Председатель,
Финансовые и экономические организации при проведении сотрудничества со странами-партнерами должны максимально учитывать их действительные приоритеты в сфере социально-экономического сотрудничества.
В этой связи нам в целом отрадно отметить в качестве позитивного примера достаточно оперативное принятие новой стратегии партнерства Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2014 – 2017 финансовые годы. Стратегией партнерства предполагается выделение 380 млн. долларов США Международным банком реконструкции и развития и 140 млн. долл. США Международной финансовой корпорацией на реализацию проектов в Беларуси. Принятие Стратегии партнерства создает благоприятную основу для плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества нашей страны с Группой Всемирного банка.
В то же время мы не можем не выразить озабоченность сохранившимся в Стратегии так называемым ”калиброванным“ подходом в отношении нашей страны. Считаем, что его присутствие в документе способно негативно отразиться на развитии сотрудничества с Группой Всемирного банка, поскольку вносит некоторые элементы неопределенности в политику работы Банка в нашей стране, ставя ее в зависимость от зачастую конъюнктурных решений других стран.
Республика Беларусь призывает международные финансовые организации, прежде всего бреттон-вудские учреждения, активизировать поддержку проводимым в государствах с переходной экономикой преобразованиям с учетом специфики их развития.
В условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса необходимо максимально учесть специфику таких стран и обеспечить оказание им адресной помощи, поскольку подобные шаги могут придать важный импульс восстановительным процессам всей мировой экономики.
Господин Председатель,
Продолжают вызывать серьезную озабоченность такие реалии современного торгово-экономического «ландшафта», как односторонние торговые и экономические меры принуждения, привнесение в процесс присоединения к ВТО вопросов, не имеющих ничего общего с ВТО, и «монополизация» прав на «пропуск» в ВТО. Применение односторонних торгово-экономических запретов для оказания давления по неэкономическим вопросам не только противоречит целому ряду международно-правовых норм, подрывает доверие между странами, но и является, по сути, открытым вмешательством во внутренние дела независимых государств.
Господин Председатель,
Делегация Беларуси приветствует доклад Генерального секретаря ООН к ежегодному министерскому обзору «Наука, технологии и инновации, а также потенциал культуры в контексте ускорения перехода к устойчивому развитию и достижению Целей развития тысячелетия». Отмечаем прикладной характер выводов и рекомендаций, содержащихся в докладе, особенно в контексте формирования национальной научно-исследовательской политики. В этом контексте хотели бы особо подчеркнуть необходимость содействия со стороны ООН бòльшему вовлечению молодежи в научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность в целях ускорения перехода к устойчивому развитию.
Наша делегация считает важным сохранение внимания ЭКОСОС и организаций системы ООН к вопросам развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В частности, поддерживаем работу, проводимую организациями системы ООН в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества.
Положительно оцениваем мероприятия Международного союза электросвязи и Комиссии ООН по науке и технике в целях развития в области широкополосных информационно-коммуникационных технологий, включая проводимые актуальные исследования прогресса и практики в области политики в сфере ИКТ.