Выступление заместителя начальника главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси Евгения Лазарева на 56-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, г.Вена, 14 марта 2013 г.
В 2012 году работа правительственных органов Беларуси была направлена на поддержание функционирования системы эффективного противодействия наркотизации населения, а также на реализацию мероприятий Государственной программы комплексных мер противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям на 2009–2013 годы.
С целью противодействия нарастающей наркоугрозе продолжена работа по совершенствованию законодательства.
Так, в октябре 2012 года вступил в силу Закон «О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах».
Благодаря введению понятия «аналоги наркотических средств и психотропных веществ», помимо профилактического воздействия, закон позволит более оперативно реагировать на появление на рынке новых видов синтетических и так называемых «клубных» наркотиков, распространяемых среди молодежи.
Только в 2012 году введен запрет на оборот 18 новых видов психотропных веществ, а всего за последние два с половиной года запрещен оборот 123 особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, 34 прекурсоров и 3 наркосодержащих растений. Рассматривается вопрос о запрете еще 12 особо опасных психотропных веществ.
Кроме прочего, вышеуказанным законом определен порядок транспортировки наркосодержащих препаратов, что позволит значительно ужесточить контроль в сфере их легального оборота, введен запрет пропаганды незаконного использования наркотиков, а один из разделов закона посвящен профилактике наркомании.
Продолжается работа по совершенствованию уголовного и уголовно-процессуального законодательства страны.
В частности, рассматривается вопрос неприменения лишения свободы в отношении страдающих наркозависимостью лиц, впервые совершивших менее тяжкие преступления, с одновременным направлением указанных лиц в специализированные учреждения для лечения и реабилитации. В случае одобрения, законодательное закрепление подобной альтернативы уголовному наказанию будет стимулировать добровольную постановку на медицинские учеты лиц, употребляющих наркотики и психотропные вещества без назначения врача, снизить латентность наркомании в нашей стране, а также в значительной степени улучшит профилактическую составляющую.
Кроме того, предполагается ужесточить ответственность за изготовление наркотиков в условиях лабораторий.
Преступникам безопаснее создавать нарколаборатории в нашей стране, а не у себя на родине. Подтверждением сказанного служат цифры. Так, если в 2005 году пресечена деятельность только 2-х подпольных нарколабораторий, то в 2012 году их выявлено 10. Помимо этого, ликвидировано 18 помещений, специально приспособленных для выращивания растений «каннабис» с использованием лабораторного и другого оборудования. Следует отметить, что все прекурсоры и необходимое оснащение лабораторий преступниками приобретается за пределами Беларуси.
С целью координации деятельности республиканских органов государственного управления и иных организаций, проводящих государственную политику в сфере профилактики наркомании, в Беларуси создан Межведомственный совет по предупреждению и профилактике пьянства, алкоголизма, наркомании и потребления табака. Председателем Совета является заместитель премьер-министра Беларуси, что говорит о высокой степени внимания, которое уделяется в Беларуси проблеме наркомании.
Одним из первых решений Совета может стать введение государственной монополии на торговлю семенами мака, а также возможной уголовной ответственности за их незаконный оборот. Такая мера должна повысить эффективность борьбы с наболевшей проблемой употребления опия.
В результате принятых мер за 2012 год в Беларуси выявлено 4207 преступлений в сфере наркоконтроля, в том числе 884 – связанных со сбытом наркотиков. Выявлено 94 преступления, совершенных группой лиц, в т.ч. 5 — в составе организованной группы. Вскрыто 64 факта организации и содержания наркопритонов. Из незаконного оборота изъято 294 кг наркотиков и более 11 кг психотропных веществ.
С учетом того, что в непосредственной близости от границ Беларуси происходит стабильное увеличение трафикинга героина, а сегодня это более 20 процентов от мирового объема производства, белорусским правоохранительным органам приходится все в большей степени пресекать поставки этого наркотика по маршруту его следования с Востока. Так, если в 2007 году было перекрыто 16 каналов наркотрафикинга, то за 2012 год – 48.
В настоящее время сложился устойчивый маршрут трафикинга наркотиков с восточного направления. Беларусь является последней страной на пути транзита наркотиков в Европейский союз.
Хочу особо подчеркнуть, что на сегодняшний день все мероприятия в сфере противодействия незаконному обороту и транзиту наркотиков реализуются Беларусью за собственные средства. Беларусь не является получателем требуемой международной технической помощи в этой сфере ни с Запада, ни с Востока, ни со стороны международных организаций. Хотя такая помощь естественно востребована и могла бы внести вклад в эффективность международной борьбы с наркотиками. Другими словами принцип совместной ответственности международного сообщества за борьбу с наркотиками в отношении Беларуси пока не работает.
Это одна из причин, по которой мы поддерживаем скорейшее принятие решения об увеличении финансирования деятельности УНП ООН из регулярного бюджета ООН в целях снижения зависимости деятельности Управления от предпочтений доноров, в том числе политических.
Беларусь намерена продолжить системную работу по выполнению своих международных обязательств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков как внутри страны, так и в контексте борьбы с международной организованной преступностью.