Выступление Первого заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Александра Михневича в рамках заседания Первого комитета Генеральной Ассамблие ООН (вопросы международного мира и безопасности), г.Нью-Йорк
Тематика международной безопасности, нераспространения и контроля над вооружениями, находящаяся на рассмотрении Первого комитета Генеральной Ассамблеи, традиционно пользуются приоритетным вниманием нашей делегации.
Недавние события в Сирии продемонстрировали всем нам важность дальнейшего укрепления глобального режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Применению химического оружия не может быть оправдания, и лица, ответственные за это злодеяние, должны понести заслуженное наказание.
В этом контексте мы приветствуем рамочную договоренность по уничтожению сирийского химического оружия от 14 сентября 2013 года, а также резолюцию Совета Безопасности ООН 2118 (2013) по Сирии, которая направлена не только на решение проблемы ликвидации сирийского химического оружия, но и закладывает основу мирного урегулирования сирийского кризиса. Все вышеперечисленное является весомым подтверждением того, что альтернативы политико-дипломатическому разрешению конфликта нет и быть не может. Любое силовое вмешательство будет лишь усиливать эскалацию и поставит под угрозу территориальную целостность и суверенитет государства.
Господин Председатель,
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) продолжает оставаться одним из основополагающих элементов системы международной безопасности и стратегической стабильности. Нам осталось меньше двух лет до следующей Обзорной Конференции ДНЯО. Призываю все государства-участники приложить максимум усилий по реализации Плана действий в области ядерного разоружения, одобренного Заключительным документом Обзорной Конференции 2010 года. Важно, чтобы всем компонентам Договора — разоружению, нераспространению и мирному использованию атомной энергии — было уделено должное внимание.
Беларусь является последовательным сторонником и активным участником процессов ядерного разоружения и нераспространения.
В текущем году исполнилось 20 лет с момента присоединения нашей страны к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего таким оружием. В июле 1993 года Беларусь стала первым государством, без всяких предварительных условий добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР. Вывод ядерного оружия с ее территории был полностью завершен в ноябре 1996 года.
К сожалению, процесс полного отказа от ядерного оружия и создания зон, свободных от него, который международное сообщество приветствовало в 90-х годах прошлого столетия в ряде стран, не получил своего продолжения в новом тысячелетии. Заморозился и процесс вступления в силу ДВЗЯИ, являющегося одним из примеров реалистичного подхода к процессу ядерного разоружения. Более того, некоторые государства стремятся развивать свои военные ядерные программы, модернизируют ядерное оружие и средства его доставки. Убеждены, что отказ от ядерного оружия должен не ослаблять, а укреплять суверенитет, территориальную целостность страны, расширять ее возможности для экономического развития. Пример Беларуси, Казахстана, Украины должен способствовать формированию такой убежденности у других стран.
Сегодня в обеденный перерыв Беларусь совместно с миссиями Казахстана и Украины, а также при содействии Reaching Critical Will проводит в третьем зале круглый стол на тему «Двадцать лет отказа Беларуси, Казахстана и Украины от права обладания ядерным оружием: уроки и перспективы ядерного разоружения». Цель мероприятия – еще раз привлечь внимание к исторической важности принятых в начале 90-х годов политических решений, стимулировавших процесс ядерного разоружения и существенно укрепивших в целом международную безопасность.
Господин Председатель,
Не могу не затронуть и проблематику нераспространения ОМУ и средств его доставки. Эта тема неразрывно связана с вопросами экспортного контроля и недопущения попадания материалов для ОМУ в руки террористических организации и иных недобросовестных пользователей. В этой связи Беларусь поддерживает усилия по имплементации резолюции Совета Безопасности ООН 1540 (2004), обеспечивающий комплексный и всеобъемлющий подход к вопросам противодействия распространению ОМУ. Национальный рамочный документ («дорожная карта») по дополнительным мерам в отношении выполнения резолюции 1540, подготовленный белорусской стороной в прошлом году, является эффективным инструментом, повышающим имплементацию резолюции. Готовы к самому широкому сотрудничеству, как в плане выполнения самой резолюции, так и имплементации нашего рамочного документа.
Тема ОМУ перекликается и с целями мирового сообщества по предотвращению неконтролируемого распространения обычных вооружений.
Принятый Генеральной Ассамблеей ООН Договор о торговле оружием – шаг в правильном направлении. Вместе с тем, к сожалению, он не в полной мере отвечает своей основной задаче – предотвращению незаконного оборота обычных вооружений. Эффективность этого международного инструмента будет во многом зависеть от участия в нем крупнейших экспортеров и импортеров вооружений и принятия конкретных мер по предотвращению незаконного оборота оружия, в первую очередь, создания надежных национальных систем экспортного контроля в странах, где подобные системы отсутствуют. Исходя из этих факторов мы будем рассматривать и возможность присоединения Беларуси к данному международному правовому инструменту.