Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси в Германии Д.Сидоренко изданию «Берлинский Телеграф» (15 марта 2024 г., г.Берлин)

Господин Посол, как Вы оцениваете прошедший 2023 год в контексте развития германо-белорусских отношений?

К сожалению, прошедший 2023 год не стал «поворотным моментом» или новым позитивным этапом для белорусско-германских отношений. Это был, скорее, еще один год упущенных возможностей и нереализованного потенциала.

Официальный Берлин, в ущерб общим интересам и вопреки кооперативной логике, продолжал придерживаться линии на дальнейшее ограничение политического диалога и сотрудничества между нашими странами. Такое негативное позиционирование немецкой стороны оказывало разрушительное воздействие на двустороннее взаимодействие практически во всех сферах, включая экономику и контакты между людьми.

Тем не менее, в 2023 году, в том числе при поддержке нашего Посольства, были реализованы ряд значимых проектов и взаимных визитов в рамках побратимского движения, гуманитарного и культурного сотрудничества, а также по линии взаимопримирения и сохранения исторической памяти. В частности, во взаимодействии с немецким Народным союзом по уходу за военными могилами было организовано перезахоронение в Беларуси найденных останков погибшего в Германии в годы Второй мировой войны уроженца Беларуси. В г.Котбусе (федеральная земля Бранденбург) прошла выставка знаменитого белорусского художника Виктора Альшевского «Мгновение вечности». В октябре представительная немецкая общественная делегация приняла участие в памятных мероприятиях в Беларуси, посвященных 80-летию уничтожения Минского гетто.

Надеемся, что в перспективе именно такое взаимодействие и контакты станут стимулом и императивом для изменения той негативной ситуации, которая сложилась в наших политических отношениях с Германией, и основой для налаживания разнопланового сотрудничества и взаимовыгодного, добрососедского европейского партнерства в будущем.

Оказывает ли, по Вашему мнению, влияние на белорусско-германское взаимодействие рост напряженности между Германией и Россией, с которой Республика Беларусь поддерживает тесные союзнические отношения?

Российская Федерация является нашим стратегическим партнером и союзником, с которым мы активно развиваем интеграционные процессы, в первую очередь в сфере экономики.

В этой связи резкий рост напряженности в отношениях России со странами НАТО и Европейского союза в контексте военного конфликта в Украине был использован ЕС для ужесточения своей политики в отношении Беларуси и расширения незаконных санкций в отношении нашей страны и белорусских граждан. Это негативно сказалось также на белорусско-германском взаимодействии.

Прискорбно, что вместо того, чтобы через диалог со всеми заинтересованными сторонами искать пути скорейшего урегулирования украинского кризиса и вырабатывать совместные решения в плане общих вызовов, в том числе в сфере безопасности, Берлин и Брюссель предпочли опасную и бесперспективную логику жесткой конфронтации, физического «отгораживания» от соседей, блокового деления стран «на своих и чужих», фрагментации и полного демонтажа всей архитектуры европейской безопасности.

Один из базовых принципов внешней политики Беларуси заключается в том, что мы готовы развивать конструктивный диалог и прагматическое сотрудничество со всеми государствами мира, в том числе с Германией и другими странами Евросоюза, но не в ущерб нашим стратегическим отношениям с Россией и нашим национальным интересам.

Насколько существенно воздействие на Беларусь и ее экономику санкций Евросоюза?

Действительно, в последнее время белорусской экономике пришлось развиваться в непростых условиях применения западными странами противоречащих международному праву односторонних санкций.

Если говорить об экономических санкциях ЕС, то они, по сути, направлены преимущественно на ограничение взаимной торговли вплоть до ее полного прекращения в ряде секторов. Рынки стран Европейского союза оказались закрыты, например, для весьма востребованной ранее, в том числе в Германии, продукции белорусской деревообработки, изделий из черных металлов и ряда других товарных групп. Под ограничительные меры Евросоюза попали также белорусские калийные удобрения, что нанесло ущерб не только интересам Беларуси, но и глобальной продовольственной безопасности, поскольку их доля на мировом рынке составляла порядка 20%.

Безусловно, негативное воздействие санкций затронуло предприятия как в Беларуси, так и в Германии. Вынужденное сокращение либо полное прекращение продаж на европейском рынке на первоначальном этапе объективно привело к убыткам для наших экспортеров и, как следствие, – к уменьшению заработной платы их сотрудников и даже к угрозе потери работы. При этом инициаторы санкций продолжают лукаво утверждать, что вводимые ими ограничения не направлены против простых людей.

Правительством Беларуси были оперативно приняты комплексные меры по минимизации ущерба от западных санкций. В частности, скорректированы рамочные правовые условия для эффективной работы национальной экономики, оказана соответствующая поддержка предприятиям и компаниям, которые не по своей вине оказались под санкционным давлением, обеспечен должный уровень социальной защищенности работников. Данная работа продолжается.

Критически важными были также целенаправленные усилия по диверсификации нашей внешней торговли, переориентации высококачественной белорусской продукции на другие рынки, налаживанию адаптированных логистических маршрутов и поставок необходимых комплектующих, расширению экономического и инвестиционного сотрудничества с нашими традиционными и новыми партнерами, в том числе на других континентах.

В целом предпринятые усилия дали неплохой результат. Белорусская экономика не только выстояла, но и укрепилась. В санкционных условиях достигнуто положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, которое по итогам 2023 года составило почти полмиллиарда долларов США. Наш внешнеторговый оборот увеличился на 6,8% по сравнению с 2022 годом и превысил 95 млрд. долларов США. Валовый внутренний продукт вырос в 2023 году на 3,9%, промышленное производство – на 7,7%, что, по данным Евразийской экономической комиссии, стало самым высоким показателем среди стран ЕАЭС. При годовой инфляции в размере 5,8% реальные доходы населения увеличились на 6,3%. Эти цифры говорят сами за себя, в том числе в сравнении с аналогичными текущими показателями большинства стран ЕС.

Как развивается в нынешних условиях двустороннее торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Германии?

Германия традиционно была одним из ведущих экономических партнеров Беларуси. Наши страны объединяли активные торговые связи, реализовывались взаимовыгодные проекты в сферах бизнеса и инвестиций, осуществлялось сотрудничество по широкому спектру направлений, которое в полной мере отвечало интересам Беларуси и Германии, деловых кругов, да и просто граждан двух государств.

К сожалению, сегодня страны ЕС и в частности Германия, следуя слепой логике санкционного противостояния, ограничивают, а по ряду направлений просто блокируют экономическое взаимодействие с Беларусью, в том числе нанося ущерб также и немецкому бизнесу. Усложняется финансовое сотрудничество, а также региональная торговая логистика, в частности в результате решений Польши и Литвы о закрытии пунктов пропуска на границах с Беларусью. Как следствие, ослабевают или уже прерваны многолетние белорусско-германские деловые связи в различных сферах.

Тем не менее, наше торгово-экономическое сотрудничество там, где это возможно, продолжается. И в Беларуси, и в Германии в бизнес-кругах есть понимание того, что мы представляем существенный интерес друг для друга с точки зрения торгового и инвестиционного партнерства в перспективе. Сейчас важно предотвратить полный разрыв двусторонних деловых связей и контактов, поддержать сохранившиеся кооперационные проекты, а также совместно вести поиск новых ниш и использовать все имеющиеся возможности для налаживания и развития прагматичного взаимодействия в актуальных ограничительных условиях. На это направлены основные усилия нашего Посольства.

Какова позиция Республики Беларусь в отношении ситуации в Украине? Как в Беларуси относятся к украинским беженцам и вынужденным мигрантам?

Республика Беларусь последовательно выступала и выступает за скорейшее мирное урегулирование военного конфликта в Украине, который оказывает сегодня существенное негативное влияние на безопасность нашей страны и всего восточноевропейского региона. Каждый день конфликта приводит к новым смертям, страданиям, разрушениям.

Исходим из безальтернативности его дипломатического решения за столом переговоров. Беларусь готова, как и ранее, в случае востребованности и заинтересованности конфликтующих сторон, внести свой вклад в процесс урегулирования, в том числе через предоставление переговорной площадки.

С февраля 2022 г. в нашу страну въехало около 160 тысяч граждан Украины. Всем, кому это требовалось, было оказано необходимое содействие, включая предоставление статуса беженца и либо вида на жительство в Беларуси, создание возможностей для работы и учебы, медицинскую и гуманитарную помощь. Мы всегда готовы помочь людям в беде.

Повлияет ли на характер и динамику белорусско-польских отношений недавняя смена правительства в Польше?

У Беларуси и Польши, как у стран-соседей, много «точек соприкосновения» и потенциальных возможностей для конструктивного, взаимовыгодного сотрудничества. Мы расположены в центре Европы, и через наши страны идут основные континентальные транзитные маршруты.

К сожалению, в настоящее время белорусско-польские отношения находятся в своей низшей точке. На протяжении последних нескольких лет польская сторона проводит откровенно конфронтационную политику и отвергает любые предложения о взаимодействии со стороны Беларуси. В одностороннем порядке закрываются пограничные переходы, усиливается военное присутствие у наших границ, искусственно нагнетается ситуация вокруг нелегальных мигрантов.

В этом контексте смена правительства в Варшаве могла бы стать «окном возможностей» для того, чтобы разорвать спираль напряженности в наших отношениях. Надеемся, что новое польское правительство в первую очередь в собственных национальных интересах пересмотрит свои контрпродуктивные подходы и в прямом диалоге с Минском выработает перспективную позитивную повестку двустороннего сотрудничества.

В качестве подтверждения открытости белорусской стороной на очередной годовой период до конца 2024 года продлен безвизовый въезд для граждан Польши в Республику Беларусь.

Как относится Республика Беларусь к решению Берлина о постоянной дислокации в Литве бригады Бундесвера. Представляет ли это прямую угрозу национальной безопасности страны?

Наращивание военного присутствия и инфраструктуры, как и проведение масштабных учений стран НАТО в непосредственной близости от границ Беларуси не может не вызывать у нас серьезной, обоснованной озабоченности. При этом данные эскалационные шаги зачастую предпринимаются в нарушение соответствующих международных договоренностей и обязательств. Они объективно представляют угрозу для безопасности Беларуси и диктуют необходимость адекватного реагирования с нашей стороны.

Республика Беларусь твердо исходит из принципа неделимости безопасности и выступает за возобновление открытого, инклюзивного диалога в рамках соответствующих международных форматов и по двусторонней линии в целях совместного формирования будущей архитектуры общеевропейской безопасности и укрепления стабильности в Европе.

Как развиваются человеческие контакты между Беларусью и Германией? Легко ли белорусским гражданам в настоящее время получить Шенгенскую визу?

Санкционные меры и изоляционистские шаги со стороны Европейского союза и его отдельных стран-членов, направленные, по сути, на возведение нового «железного занавеса» в Европе, радикально усложнили контакты белорусов с немцами и другими европейскими народами, в том числе соседними. На данный момент между нашими странами отсутствует прямое авиа- и железнодорожное сообщение. Польшей и прибалтийскими странами радикально сокращено количество пропускных пунктов на границах ЕС с Беларусью, в результате чего те, кто путешествует на автомобильном транспорте, вынуждены сутками в нечеловеческих условиях стоять в очередях. Существенно усложнилась процедура получения шенгенских и национальных виз стран-членов Евросоюза.

Тем не менее, несмотря на все создаваемые нашими европейскими партнерами и соседями искусственные препятствия и барьеры, трансграничные контакты между людьми продолжаются. И это происходит не только по линии семейных и дружественных связей, но и, как в случае с Германией, в рамках многолетних проектов и инициатив побратимского, гуманитарного и культурного сотрудничества. А вот белорусских туристов в Германии стало, действительно, меньше.

Какие важные события в 2024 году для Республики Беларусь и деятельности Вашего Посольства в Берлине Вы хотели бы особо выделить?

2024 год объявлен в Республике Беларусь годом качества. Это также важный политический год для Беларуси.

25 февраля 2024 г. впервые в истории нашей страны в соответствии с принятыми в 2022 году конституционными изменениями состоялся Единый день голосования, в ходе которого были избраны 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и 12511 депутатов местных советов. Выборы прошли открыто, демократично и в соответствии с национальным законодательством, что было подтверждено, в частности, оценками международных наблюдательных миссий от Содружества Независимых Государств (СНГ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Явка на выборах депутатов составила 73,14%.

В начале апреля 2024 г. планируется проведение выборов членов Совета Республики – верхней палаты белорусского парламента. В апреле также будут избраны делегаты нового конституционного органа – Всебелорусского народного собрания, наделенного широкими государственными полномочиями.

Кроме того, в 2024 году мы отмечаем важнейшую дату в истории Беларуси – 80-ю годовщину освобождения территории страны от немецко-фашистских захватчиков.

В годы Второй мировой и Великой Отечественной войны нацисты проводили, по сути, политику геноцида в отношении белорусского народа как составляющей восточных славян. По некоторым данным, погиб каждый третий житель Беларуси. Тысячи населенных пунктов были полностью уничтожены. Символами той ужасной трагедии стали сожженная вместе с жителями белорусская деревня Хатынь и крупнейший на территории бывшего СССР лагерь смерти «Тростенец».

Неслучайно, что главный национальный праздник Республики Беларусь – День независимости – отмечается 3 июля. Именно в этот день в 1944 году была освобождена столица нашей страны – город Минск. Наше Посольство планирует организовать в Германии ряд памятных мероприятий, посвященных данному знаменательному событию.

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by