Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Литовской Республике А.Короля бизнес-журналу “Jūra.Море. Sea” (ноябрь 2016 г.)

Уважаемый господин посол, в течение двух последних десятилетий Ваша деятельность связана с вопросами экономики и международного сотрудничества. Какое значение для Беларуси имеют внешнеэкономические связи, как развивается взаимодействие с соседней Литвой?

Республика Беларусь – страна с активной внешнеторговой политикой (доля экспорта в валовом национальном продукте составляет более 55 %). Поэтому разноплановое торгово-экономическое сотрудничество с зарубежными государствами имеет для нас жизненно важное значение.
 
Внешнеторговыми партнерами Беларуси являются более 140 стран мира. В Европе это Германия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Нидерланды, Великобритания.
 
Во многом благодаря историческому соседству взаимодействие Беларуси с Литвой развивается динамично и результативно. Литва является одним из ведущих внешнеэкономических партнеров Беларуси в Европе и мире, занимая 8-е место в общем объеме товарооборота и 6-е место в объеме белорусского экспорта. Мы успешно сотрудничаем в транспортно-транзитной и инвестиционной областях, хорошими темпами расширяется двусторонняя торговля.
 
Росту торгово-экономического сотрудничества способствуют развитие производственной кооперации, эффективная кредитно-финансовая поддержка торговых сделок, совместный выход на рынки третьих стран.   
 
Сотрудничая с Литвой, для Беларуси открываются возможности всего Евросоюза, но и Литва в свою очередь получает доступ на 180-миллионный рынок стран Евразийского экономического союза. Таким образом, очевидна взаимная выгода наших двух стран, представляющих разные интеграционные структуры.

Какое влияние на формирование и развитие экономики Беларуси оказывают различные санкции, объявляемые и отзываемые Европой и другими странами? Что означает приостановка европейских санкций на практике?

Прежде всего хочу подчеркнуть, что само понятие санкций противоречит логике межгосударственных отношений. От таких действий  экономически страдают обе стороны, а не только та, против которой введены ограничения. Поэтому мы выступаем за полную отмену всех санкций для полноправного взаимовыгодного сотрудничества между странами и регионами.
 
На данном этапе приостановление санкций в отношении Беларуси может привести к ощутимым позитивным изменениям как во внешней политике, так и во внешней торговле нашей страны. Помимо этого, 25 белорусских предприятий теперь смогут получать финансовую поддержку от Европейского инвестиционного банка.

Каковы планы экономической стратегии Беларуси на ближайшее десятилетие?


В настоящее время в Беларуси идет работа над стратегией экономического развития страны на ближайшие 15 лет. Документу еще предстоит пройти общественное обсуждение, в том числе с участием экспертного сообщества и неправительственных организаций. К ноябрю 2016 года проект планируется внести на рассмотрение в Совет министров.
 
Впрочем, могу вкратце обрисовать основу документа.
 
Устойчивое развитие страны будет основано на трех «китах» – человек, экономика, экология. При этом выделяется пять важнейших приоритетов. Первый – это человеческий потенциал и его эффективное использование. Здесь индикатором выбран индекс человеческого развития. Уже сейчас Беларусь находится на достойном 53-м месте среди всех стран мира, будем стремиться подняться хотя бы до 40-го.
Второй – ускоренное развитие высокотехнологичных производств и услуг. Третий – рост национального экспорта. Четвертый – совершенствование институциональной среды и формирование благоприятного бизнес-климата. Пятый – экологизация производства и обеспечение экологической безопасности.
 
Для реализации поставленных целей в стране будут проведены  экономические и структурные преобразования, в том числе реформа сектора госуправления, активизированы модернизация и развитие рыночной системы хозяйствования.

На многих международных мероприятиях сегодня не сходят с языка и заманчиво звучат с трибун декларации о поддержке идеи Нового шелкового пути. Провозглашенная Китаем в 2013 году долгосрочная инициатива «Один пояс, один путь», вызвавшая огромное одобрение и поддержку в мире, не прошла и мимо Беларуси. У Беларуси есть шанс стать одним из стратегических пунктов Нового шелкового пути. Приход китайской компании «China Merchant Group», инвестиции и строительство индустриального парка с романтичным названием «Великий камень» обещают Беларуси не только развитие производства, но и перспективы активного транзитного пункта. Как правительство Беларуси видит и расценивает эти перспективы?

Без ложной скромности могу утверждать, что Беларусь призвана стать важным звеном экономического пояса Шелкового пути. Прежде всего, это обусловлено высоким уровнем политического доверия между руководством Беларуси и Китая.
 
Правительства двух стран уже подписали соглашение о сотрудничестве в рамках экономического пояса Шелкового пути, в ходе реализации которого взаимовыгодные контакты сторон еще больше расширятся и укрепятся.
 
Географически Беларусь занимает важнейшее стратегическое положение – здесь соединяются выходы к огромнейшим рынкам стран ЕАЭС и ЕС, к Балтийскому и Черному морям.
 
Для понимания масштабов белорусско-китайского сотрудничества отмечу, что на фоне застоя мирового рынка в 2015 году объем нашей двусторонней торговли достиг $3,2 млрд (рост составил 5,6%). Китай является третьим по величине внешнеторговым партнером Беларуси. Постоянно расширяется инвестиционно-кредитное взаимодействие  – объем суммарных китайских инвестиций в Беларусь оценивается в $1,34 млрд.
 
В настоящее время стороны активно заняты освоением 7-миллиардной кредитной линии, объявленной Президентом КНР Си Цзиньпином в ходе прошлогоднего визита в Беларусь. Идет реализация порядка 30 совместных проектов в области электроэнергетики, энергоресурсов, электрификации железной дороги, реконструкции автомобильных дорог, строительства цементных заводов, сборки автомобилей, среднего и малого бизнеса.
 
Большое внимание привлекает к себе строительство и развитие китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Наши страны работают над тем, чтобы индустриальный парк был  открытой взаимовыгодной и экологически чистой платформой международного промышленного сотрудничества. Он должен стать жемчужиной экономического пояса Шелкового пути.
 
Одна из последних новостей – привлечение возможностей парка «Великий камень» с целью производства комплектующих частей для совместной белорусско-китайской сборки тракторов «МТЗ» на базе ЗАО «Амкодор-Балтик» в г.Вильнюсе. С китайской стороны в проекте участвует компания «Zoomlion» –  один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной техники.
 
Международное мероприятие «Белорусская транспортная неделя «Tранспорт&Логистика» в этом году отмечает 10-летний юбилей. На одной из первых конференций этого мероприятия тогдашний министр транспорта Беларуси выразил удовлетворение тем, что в стране закрепляется понятие логистики, хотя, по его утверждению, всего несколько лет назад это слово белорусам даже не было известно. Каково место и значение сегодняшней логистики в транспортной системе и стратегии Беларуси?

Безусловно, ключевое.
 
Уже сегодня в Беларуси создано и успешно работает 20 логистических центров. Их общая складская площадь составляет свыше 400 тыс. кв. метров.
 
В июле 2016 года утверждена Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала до 2020 года, которой предусматривается еще большее увеличение объема логистических услуг и общей складской площади логистических центров.
 
Предполагается дальнейшая модернизация логистической инфраструктуры, развитие международного сотрудничества в сфере логистики, привлечение иностранных инвестиций. Все это будет способствовать формированию стратегического партнерства между странами, в том числе в рамках индустриального парка «Великий камень» и инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by