Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси в Российской Федерации В.Семашко газете «СОЮЗ. БЕЛАРУСЬ/РОССИЯ»(7 июля 2022 г.)
С Чрезвычайным и Полномочным Послом Беларуси в России (наделен полномочиями вице-премьера белорусского Правительства) мы встретились накануне знаковой даты – тридцатилетия установления дипломатических отношений между двумя нашими странами.
За эти годы гостями посольского особняка на Маросейке были Борис Ельцин и Евгений Примаков, Геннадий Селезнев и Геннадий Зюганов, а также нынешний президент России Владимир Путин. Не единожды приезжали сюда Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Никита Михалков… Табличка на фасаде здания — на белорусском языке, но двум нашим народам не требуется никаких переводчиков. О том, кто мы друг для друга и как «крепчаем», вместе противостоя западным санкциям, – наш разговор с Владимиром Ильичом Семашко.
Господин посол, 25 июня исполнилось 30 лет установлению дипотношений между Беларусью и Россией. С чем подошли мы к этому рубежу?
С огромным багажом позитивных достижений во всех сферах! Главное: мы создали Союзное государство и видим в нем наш общий дом и наше будущее. В практической плоскости нашего сотрудничества самые значительные достижения – это равные права граждан обеих стран и высочайший уровень интеграции во всех сферах жизни. Белорусы и россияне не только свободно общаются, ездят друг к другу в гости или в туристические поездки. Они беспрепятственно получают образование, ведут бизнес, пользуются социальной поддержкой, проходят лечение и имеют иные равные права на огромном пространстве от Бреста до Владивостока. Сегодня мы живем в условиях фактического отсутствия границы.
Скажу больше, мы сохранили культурно-историческую общность народов, говорим на одном языке во всех смыслах этой фразы — от общения до единства взглядов на ключевые вызовы XXI века. Храним общую историю. Вместе защищаем наши общие границы. Вместе строим свое будущее.
Как вы знаете, 4 ноября 2021 года лидеры наших стран подписали стратегический документ – Декрет «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы», который утверждает 28 интеграционных программ. Приняты Военная доктрина, Концепция миграционной политики и ряд других документов.
На мой взгляд, исключительно важно, что Беларусь и Россия вплотную подошли к созданию единой экономической платформы Союзного государства. Если все будет, как мы запланировали (а динамика процесса свидетельствует, что так и должно быть), то к 1 января 2024 года мы фактически создадим эту платформу. И это предопределит жизнь наших народов даже не на годы, а на десятилетия вперед.
Но сегодня мы живем в условиях западных санкций. Полагаете, экономики наших стран выдержат санкционный удар? Что дает нам эту надежду?
Санкции заставили нас решать проблемы, которые годами не решались. Как бы трудно нам сейчас ни было, но наши экономики выдержат эти удары и станут сильнее. Потому что у нас есть необходимый для этого потенциал: материальные и интеллектуальные ресурсы, научные и конструкторские школы, система профессионального образования. А посмотрите, как мобилизовались, как четко и быстро работают системы управления экономиками стран.
Нам просто надо немного времени для того, чтобы пройти период перенастройки логистических схем, цепочек поставок товаров, запуска импортозамещающих производств. Ну и давайте реально оценивать ситуацию: санкции не закрыли для нас мир, есть масса стран (в том числе и обладающих вполне передовыми технологиями, и заинтересованных в приобретении наших товаров), сотрудничество с которыми будет развиваться по нарастающей. Важно понять, прежде всего бизнесу, что возврата к тому, что было раньше, не будет. Как невозможно дважды войти в одну реку.
Что касается непосредственно двустороннего экономического сотрудничества, то в нынешней ситуации нам крайне важно не просто продавать друг другу те или иные товары и услуги, но и углублять промышленную кооперацию, создавая совместные предприятия, реализуя общие проекты в промышленности, сельском хозяйстве, биотехнологиях, IT и других сферах. И выходить с совместным продуктом Союзного государства на рынки третьих стран. Мы об этом много говорили прежде, но как-то, скажем честно, маловато делали в силу разных причин. Но вот теперь наши благие пожелания умножаются на требования времени.
Насколько понимаю, большие надежды возлагаются и на развитие межрегионального сотрудничества. Ведь для некоторых российских регионов Беларусь – главный торговый и деловой партнер.
В двусторонней торговле у нас по итогам года будет достигнут существенный рост. Если в 2021 году мы получили чуть более 40 миллиардов долларов взаимного товарооборота, то в этом шагнем значительно дальше. В первую очередь это будет достигнуто благодаря активизации именно регионального взаимодействия. Беларусь углубляет свое присутствие в регионах России, наращивает экспорт товаров и услуг (в этом году прирост составляет уже 14 процентов), а регионы России развивают контакты с нашими областями и городом Минском. Мы можем потенциально иметь и 50, и даже 60 миллиардов долларов товарооборота — окно возможностей распахнулось широко и на годы вперед.
А еще можем и должны минимизировать отрицательное сальдо в белорусско-российской торговле товарами. Оно понемногу уменьшается, мы пытаемся сбалансироваться. Но пока еще великовато: в этом году может составить порядка шести миллиардов долларов. Уберем барьеры в продвижении белорусской продукции на российский рынок (скажем, в сфере промышленности мы насчитали 61 нормативно-правовой акт, препятствующий нормальной торговле), и тогда через два года реально снизить этот показатель почти вдвое.
Бывает, что на вас выходят руководители российских регионов?
Да, напрямую звонят и просят: нужны белорусские трактора, нужно то, нужно это. Качество нашей продукции промышленности нормальное, технические характеристики, производительность и так далее соответствуют мировым, а стоимость владения белорусской техникой значительно (сегодня, наверное, уже в разы) ниже, потому что к импортному трактору или комбайну нужны ставшие остродефицитными и страшно дорогими запчасти. Для нас это хороший шанс по заполнению российского рынка.
Очень важно, что для активного участия в импортозамещающих программах Президентами наших стран принято решение о выделении $1,5 млрд, которые пойдут на финансирование реализуемых в Беларуси в общих интересах мероприятий. Конкретные проекты, на которые пойдут эти средства, будут исключительно востребованы в ближайшее время как в Беларуси, так и в России.
Надо правильно понимать, что санкции – это не пустой звук, это неприятно, это ущерб для экономики и благосостояния граждан. Но жизнь уже показала, что их негативные последствия имеют ограниченный и временный характер. Да, в каком-то краткосрочном периоде будут проблемы, но они — и мы это сегодня хорошо понимаем — объективно не фатальны. Нам просто надо немного времени, чтобы принятые решения превратились в реальные дела. И более активное межрегиональное сотрудничество, как это уже не раз бывало в нашей истории, поможет нам поскорее выйти на траекторию устойчивого роста.
Недавно была озвучена информация, что Беларусь из-за санкций недружественных стран лишается потенциальной возможности экспортировать продукцию на 16 млрд долларов США. Естественно, предпринимаются действия по перенаправлению этих экспортных потоков на другие рынки. И в частности, на российский. Называется цифра в 4,5 миллиарда долларов. Как вы полагаете, насколько это реально?
Думаю, вполне. Цифры большие, конечно, но не страшные, учитывая сложившуюся конъюнктуру. Мы, конечно, сильно прибавили по экспорту в прошлом году (124,9 процента к 2020 году) и к этой высокой базе растем с хорошим темпом в 114 процентов в нынешнем году. Но потенциал есть. Вот мы говорили об импортозамещении, о том, что российские регионы стали проявлять гораздо больший интерес к белорусской продукции…
Надо просто и самим шевелиться, не ждать, когда к тебе на проходную сами прибегут покупатели с деньгами в руках — я имею в виду руководителей белорусских предприятий, компаний. Расторопности еще многим не хватает, настойчивости и энергичности. Да и маркетинговая политика где-то хромает, не умеем еще эффективно продвигать свою продукцию, показать товар лицом. Но постепенно избавляемся от этих старых болезней буквально на ходу. И мы понимаем, что надо активнее с регионами работать, предлагать то, что мы производим, выстраивать логистику, искать способы минимизировать транспортные расходы, создавать совместные предприятия.
Владимир Ильич, год назад в интервью нашей газете вы подробно остановились на теме промышленной кооперации. Сказали, в частности, что она крайне нужна, но для Беларуси это болевая точка. По российской нормативной базе на тот момент практически все технологические операции при производстве, к примеру, белорусского комбайна должны были быть совершены в России. Беларусь практически не была допущена к тендерам на закупку техники. Что-то сейчас изменилось?
Год – это большой срок. Я рад вам сказать, что наши кооперационные проекты не стоят на месте. Они развиваются. Например, основу белорусского экспорта промышленной продукции в Брянскую область составляют поставки машинокомплектов на сборочное производство СП ЗАО «Брянсксельмаш», где доля белорусского учредителя ОАО «Гомсельмаш» в уставном фонде составляет 51 процент. Это совместное предприятие производит в Брянске 7 моделей комбайнов и 2 модели сеялки под торговой маркой «ДЕСНА-ПОЛЕСЬЕ». Активно развивается ООО «Амкодор-Брянск». На базе этого предприятия выпускаются фронтальные и универсальные погрузчики, снегоочистители и другая техника.
В Республике Башкортостан в 2018 году в рамках промышленной кооперации на базе ГУСП "Башсельхозтехника" организовано сборочное производство тракторов и другой техники ОАО «МТЗ». На этом предприятии также планируется организовать сборку плугов ОАО «Минойтовского ремонтного завода». Кроме того, в Башкирии работают два сборочных производства ОАО «Гомсельмаш», а на базе АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» в 2020 году организована сборка троллейбусов МАЗ под маркой «Горожанин».
Взаимодействие в рамках промышленной кооперации с пензенским автомобильным заводом „ГРАЗ” позволяет ежегодно на базовом шасси МАЗ производить до 50 единиц автотопливозаправщиков различных моделей и комплектаций. В 2019 году в г. Колпино (пригород Санкт-Петербурга) открыто сборочное производство лифтов ОАО «Могилевлифтмаш» на площадке совместного предприятия ООО «МЛМ Невский лифт». В 2021 году в адрес сборочного производства поставлено 687 лифтов на 7,4 млн долларов.
В прошедшем 2021 году в регионах России созданы два новых сборочных производства белорусской пассажирской техники – в Нижегородской области и Красноярском крае, и одно производство потребительских товаров – в Ульяновской области запущена вторая очередь производства детских игрушек белорусской компанией „Полесье”. И этот список можно продолжать.
А как решается вопрос с доступом белорусской техники к российским программам льготного финансирования?
Решаем вместе с российскими партнерами. Так, совместному предприятию ЗАО «Брянсксельмаш» в 2021 году удалось получить решение Министерства промышленности и торговли России о соответствии зерноуборочного комбайна КЗС-1218 требованиям для предоставления субсидии производителям сельскохозяйственной техники. Уточню: в соответствии с Правилами производитель, чья техника признана удовлетворяющей определенным в Правилах требованиям, вправе рассчитывать на возмещение скидки до 10-15 процентов при продаже сельхозтехники. Это ощутимо! В 2022 году предприятие планирует подать документы в Минпромторг России на оформление допуска к программе субсидирования Министерства промышленности и торговли России для другого зерноуборочного комбайна КЗС-812.
Некоторые наименования техники и другой продукции наших белорусских заводов подключены к программам льготного лизинга АО „Росагролизинг”. К концу 2021 года удалось получить доступ для белорусской техники к большинству региональных программ субсидирования и льготного финансирования, и многие белорусские товаропроизводители этими дополнительными инструментами для наращивания экспорта начали активно пользоваться. Аналогично мы решаем вопросы по допуску белорусских товаров к системе государственных (муниципальных) закупок в России.
Должен отметить, что существенным подспорьем в этом деле нам служат утвержденные Высшим Государственным Советом Союзного государства 4 ноября 2021 г. Союзная программа по формированию единой промышленной политики Союзного государства и Союзная программа по введению единых правил доступа к государственному заказу и государственным закупкам. Их реализация предполагает выход на подписание соглашения о промышленной политике и взаимное признание технологической кооперации. Это соглашение не только позволит странам сформировать единые условия работы на рынке Союзного государства, но и придаст дополнительный импульс интеграции и кооперации.
А ведь тема промышленной кооперации неразрывно связана с импортозамещением. Критический импорт для Беларуси и для России, влияющий на производство продукции в современных условиях санкций со стороны западных стран, уже определен. Усилиями наших Министерства промышленности Беларуси и Министерства промышленности и торговли России обозначены предприятия, способные оперативно произвести необходимые узлы и агрегаты. Ведется также работа по определению долгосрочных проектов – там, где потребуются инвестиции в оборудование, создание и освоение продукции. Мы ожидаем, что первый эффект в области импортозамещения появится уже к концу этого года.
Но надо ускоряться. И не в последнюю очередь в вопросе окончательного устранения барьеров, которых пока еще существует на пути продвижения белорусских товаров на российский рынок. Это диктует жизнь. Как я уже говорил, таковых тормозящих развитие сотрудничества нормативно-правовых актов аж 61! И устранить препятствия – в этом состоит обоюдный интерес Беларуси и России.
В одном из номеров «СОЮЗа» мы спросили у читателей, от какого импорта они готовы отказаться. Оказалось, что и до санкций многие предпочитали товары и технику отечественных производителей. Однако есть те области, которые вызывают серьезное опасение, к примеру фармацевтика. Каковы перспективы развития этой отрасли?
Что касается фармацевтики, то, я думаю, опасения здесь слегка преувеличены. И это подтвердил совсем недавно, выступая на XXV Петербургском международном экономическом форуме, первый замминистра здравоохранения РФ Виктор Фисенко. Он отметил, что на данный момент Россия может производить около 80% лекарств из списка 809 жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов. Добавьте к этому потенциал белорусской фармацевтической отрасли, в развитие которой в последние 10-15 лет мы вложили серьезные инвестиции. На период разворачивания новых производств существенной может оказаться поддержка дружественных нам стран, например Индии, Кубы.
Конечно, отдельные крупные проблемы есть. Вот, например, как информируют российские СМИ, российская фармацевтическая отрасль испытывает дефицит хроматографических колонок из-за отказа западных компаний поставлять комплектующие к ним. Это оборудование необходимо в процессе разработки новых лекарственных средств и при осуществлении контроля качества уже зарегистрированных препаратов. Однако нынешних запасов вполне хватит на шесть месяцев. За это время проблему можно решить.
Аналогичные проблемы есть и у Беларуси. Должен отметить, что и Беларусь, и Россия в последние годы продвинулись значительно вперед и в освоении производства сложных образцов медицинского оборудования. Есть у нас такое предприятие, как „Адани”, созданное в начале 1990-х физиком-ядерщиком профессором Владимиром Линевым. Оно выросло в крупный инновационный центр, чья продукция востребована более чем в 80 странах. В позапрошлом году предприятие освоило медицинские томографы. На созданных предприятием рентгенодиагностических цифровых системах ежегодно проходят обследование около 4,5 миллиона жителей Беларуси. На оборудовании предприятия реализуются государственные программы по ранней диагностике туберкулеза и скринингу опухолей молочной железы.
Сейчас крайне важно углублять промышленную кооперацию, выходить с совместным продуктом на рынки третьих стран Думаю, что многие вещи мы осилим. Только делать нужно все скоординированно, чтобы ни вы, ни мы не дублировали свои усилия и не тратили время впустую. Если мы чего-то и не освоим, то нужно совместно решить, где и как мы это оборудование будем закупать, может быть, даже через параллельный импорт.
В свое время мне пришлось плотно заниматься развитием фармпромышленности в Беларуси. Начинали мы с того, что доля белорусских лекарств составляла всего 25 процентов от общего объема рынка. Подняли до 57 процентов. Сто процентов нам и не надо. Небольшая страна с небольшим рынком просто не может полностью закрыть свои нужды, экономически нецелесообразно это делать. Но стремиться к максимальной величине доли отечественных лекарств необходимо. В том числе и по причине санкций.
Угрожает ли сложная экономическая ситуация, в которой оказались Беларусь и Россия, реализации пакета из 28 союзных программ?
Скорее наоборот — способствует их ускорению. Нынешний пакет документов является беспрецедентным по глубине отраслевого взаимодействия и охватывает практически все сферы нашего сотрудничества с акцентом на развитие экономической составляющей для построения единых и объединенных рынков.
Безусловный приоритет в общем числе утвержденных союзных программ имеет программа по формированию единой промышленной политики. В этом направлении предстоит выработать совместные действия по сохранению промышленного потенциала двух стран, по дальнейшему развитию наших предприятий и совместному выходу на новые рынки. На данный момент стороны уже концептуально договорились о необходимости выхода на единые „правила игры” и уже в этом месяце планируют подписать двустороннее соглашение по унификации правил для промышленных предприятий Беларуси и России.
Впереди у нас не просто большой, а огромный объем работы, в ходе которого сторонам необходимо будет разработать и принять около 400 законодательных актов и двусторонних соглашений по реализации союзных программ. Но я не сомневаюсь, что поставленные задачи будут успешно выполнены. Так, до конца этого года мы отрегулируем более 50 процентов вопросов, содержащихся в союзных программах. В итоге Союзное государство существенно повысит запас прочности и еще раз подтвердит свой незыблемый статус флагмана интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by