Размер шрифта:

Рассеивая три мифа, публикация Министра иностранных дел С.Мартынова, Интернэшнл Геральд Трибьюн

По мере того, как развивается взаимодействие, осуществляемое нами в Министерстве иностранных дел с нашими партнерами в Брюсселе в ожидании новой запланированной программы ЕС «Восточное партнерство», я хочу обратиться к ряду ошибочных представлений, все еще бытующих о нашей стране.  

Я убежден, что представители ЕС, с которыми мы работаем, располагают лучшей осведомленностью. Тем не менее, многие западноевропейцы находятся под влиянием риторики, оперирующей негативными и фундаментально ошибочными стереотипами насчет Беларуси.

Существуют три больших мифа, сопровождающих практически все продукты западной журналистики и комментарии о Беларуси. Изложим их в произвольном порядке:

- Либерализация экономической и политической системы является ответом белорусов на западное давление.

- Беларусь стоит перед выбором: дружить с Россией или с Западом.

- Беларусь находится в некой временной яме, словно миниатюрный Советский Союз с увековеченными советскими идеалами и целями.

Позвольте мне попытаться разобраться с каждым из них по одному.

Беларусь по-настоящему находится на пути либерализации. Однако, хоть мы и прислушиваемся к западным советам, ключевые подвижки в нашей эволюции имеют все же внутреннюю природу.

Для того чтобы это осознать, надо иметь некоторое представление о той дороге, которую избрала Беларусь после распада Советского Союза. Мы выбрали стабильность и социальное единство. В своем абсолютном большинстве граждане Беларуси хотели избежать хаоса и разгула бандитизма, алчности частников за счет общественного благосостояния, массовой безработицы и нищеты, которую было видно невооруженным взглядом то тут, то там на пространстве бывшего Советского Союза.

Мы выработали свою собственную модель. Благодаря нашим усилиям появилась эффективная система государственного управления и социального обеспечения, гарантирующая соответствующий уровень благосостояния граждан. Мы добились прогресса, кропотливо изучая зарубежный опыт. К 2000 году Беларусь стала первой постсоветской страной, которая превзошла — и серьезно превзошла – уровень развития до экономического коллапса.

Теперь же после десятилетия устойчивого экономического роста мы заложили фундамент для следующего этапа развития. Мы приступили к программе либерализации, направленной на преобразование нашей экономики и общества.

Нашей целью является современная, гибкая, ориентированная на бизнес экономика с упором на инновации и открытостью для инвестиций. Мы предприняли ряд инициатив по существенному сокращению ограничений и дебюрократизации. Проведена фундаментальная реформа налоговой системы с действующим с начала этого года единым унифицированным налогом на прибыль. Приватизация идет полным ходом. Правила лицензирования и сертификации бизнеса подверглись упрощению вместе с иными административными и техническими процедурами.

Мы готовы идти дальше, но уже очевидны позитивные результаты. В ежегодном рейтинге Всемирного банка по простоте ведения бизнеса Беларусь за последний год поднялась на тридцать позиций. Наша задача – войти в тридцатку.

Мы осознаем необходимость того, чтобы экономическая либерализация шла нога в ногу с политической реформой и большей открытостью общественной жизни. Опять же, точно так же как мы отвечали на интересы общества в 90-е годы, мы отвечаем сейчас на нужды времени и принимаем твердую программу изменений в целях построения более демократичного общества. Это означает рост плюрализма в СМИ. Крупные оппозиционные газеты получили доступ к государственной сети распространения, что делает их доступными для большинства белорусских читателей. Люди здесь могут свободно смотреть зарубежные телевизионные каналы. Даже базовые пакеты кабельных сетей, работающих практически в каждом городе Беларуси, предоставляют широкий выбор каналов, включая такие популярные новостные каналы как «Евроньюс», «Би-Би-Си» и «Си-Эн-Эн».

Интернет становится одним из главных источников информации и форумом для обмена мнениями. В соответствии с недавним докладом ООН «Развитие Интернета и управление в 2008 году» Беларусь находится в числе ведущих Интернет-пользователей в регионе с 34,8 процентами населения, пользующегося Интернетом.

Либерализация означает новые, упрощенные процедуры регистрации политических партий и других общественных объединений.

Было много улучшений в ходе проведения парламентских выборов в сентябре, но мы понимаем, что многое еще предстоит сделать. Безусловно, мы прислушиваемся к призывам из Брюсселя и Вашингтона. Но даже без них мы бы следовали этим курсом, потому что полагаем, что это в интересах нашего народа.

В отношении второго мифа: наш выбор друзей. Некоторые западные обозреватели смотрят на дипломатию в черно-белых тонах, как на порядок выстраивания отношений, при котором в обмен на выигрышные отношения с одними теряешь в отношениях с другими. Это не просто примитивное мышление. Это также и нереалистично.

Мы хотим развивать конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество с Европейским союзом, и мы готовы обсуждать любые проблемы в наших отношениях последовательно, шаг за шагом. Точно так же мы стремимся к новым и улучшенным отношениям с Соединенными Штатами и надеемся на взаимодействие с администрацией Обамы.

Однако Беларусь не собирается развивать отношения с США или ЕС во вред нашему сотрудничеству с другими важными партнерами, прежде всего, с Россией. Те, кто толкают нас на этот путь, просто не осознают нашего исторического наследия. Белорусы считали бы ужасной ситуацию, в которой их государство становилось бы платформой для конфронтации между Востоком и Западом. Мы хотим быть мостом – и определенно не буфером.

Что касается третьего большого заблуждения – то, что мы в Беларуси в определенном смысле являемся последним форпостом советских амбиций. Это, наверное, наиболее нелепый миф из всех.

Прогулка по Минску с «Макдональдсом», «Макс Марой» и бурной ночной жизнью являет собой то, что в точности представляет моя страна – независимое европейское государство, которое вбирает в себя и пользуется отдачей от всех своих соседей и при этом сохраняет свою отличительную атмосферу. Белорусам – высокообразованным, восприимчивым к возможностям будущего, стремящимся к взаимодействию с миром – ностальгия не свойственна. Они прямо нацелены в будущее.

Беларусь меняется. Мы просим наших западных партнеров признать эти изменения, отказаться от устаревших стереотипов и воспользоваться новыми возможностями для сотрудничества.

Неофициальный перевод с английского языка

Онлайн-версия на английском языке здесь

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by