Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями китайских средств массовой информации, состоявшейся 17 января 2007 года
- Вопрос:В этом году исполнится 15-я годовщина со дня установления дипломатических отношений между Беларусью и Китаем. Как Вы оцениваете итоги развития наших отношений за этот период? Что, по Вашему мнению, является важным фактором стабильного развития двусторонних отношений?
- Мартынов С.Н.:15 лет — срок, конечно, по-своему небольшой, особенно для Китая, история которого насчитывает многие тысячелетия. Мы считаем, что за эти 15 лет нам удалось сделать очень немало в отношениях Беларуси и Китая и самый главный итог, что к настоящему моменту это отношения, которые основаны на принципах высокого доверия, взаимного понимания и взаимной поддержки.
Бесспорно, важнейшим инструментом достижения этого уровня являются взаимные визиты на высшем и высоких уровнях, как в Пекин, так и в Минск. Последний визит такого уровня — визит Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Пекин в 2005 году, который позволил зафиксировать наши отношения как отношения стратегического партнерства, и эта оценка уже говорит сама за себя.
Кроме отношений по линии исполнительной власти — руководства государств — у нас активно развивается взаимодействие на международной арене между двумя министерствами иностранных дел, а также активно развивается межпарламентское сотрудничество.
Бесспорно, важнейшим элементом наших взаимоотношений являются торгово-экономические отношения. Должен сказать, что в экономической сфере нами достигнуты весьма немалые результаты. Всё, конечно, познается в сравнении. Поэтому, если мы оглянемся назад, в 1992 год, то товарооборот тогда между Беларусью и Китаем составлял 34 млн. долларов, а к концу завершившегося 2006 года я думаю, что наш оборот будет порядка 1 млрд. долларов, по крайней мере, приближаться к 1 млрд. долларов.
Что касается второй части вопроса относительно важнейших факторов, определяющих стабильность наших отношений, то, на мой взгляд, самый главный фактор — это фактор схожести подходов Китая и Беларуси к главным задачам, которые стоят перед нашими странами: социально-экономическое развитие внутри страны, основные мировые и региональные проблемы, а также принципы построения справедливого миропорядка. Схожесть, или даже единство подходов по этим вопросам, этим главным задачам и определяют, на мой взгляд, стабильность и перспективы развития наших отношений.
Кроме этого, важнейшими факторами являются высокие темпы развития экономики и Китая, и Беларуси. И ваша страна, и наша развиваются очень высокими темпами — порядка 10% в год. В этой связи имеются серьезные взаимные перспективы в торгово-экономической области. И, кроме того, взаимодополняемость двух экономик. Беларусь является государством с высокоразвитыми отраслями — от точного машиностроения до тяжелого машиностроения, микроэлектроники, оптики, ядерной физики, наноэлектроники и т.д. Китай является крупнейшей страной, которая достигла очень больших высот во многих высокотехнологичных областях и перед которой стоят также многие задачи по развитию регионов Китая. Все это позволяет нам, действуя вместе, сотрудничать на очень серьезном и перспективном уровне. Такова наша оценка этих подходов.
- Вопрос:Сергей Николаевич, как Вы думаете, каковы перспективы развития белорусско-китайских отношений?
- Мартынов С.Н.:Прежде всего, перспективы отношений между Беларусью и Китаем, на мой взгляд, самые серьезные, как я уже об этом говорил. У нас чрезвычайно высокий уровень политических отношений между двумя странами, непосредственно между руководителями наших стран, между Центральным Комитетом Компартии Китая и Администрацией Президента Республики Беларусь. Идет и доверительное взаимодействие, обмен информацией, и мы, естественно, будем продолжать и укреплять эти отношения далее.
Вторым направлением, над которым нам нужно еще серьезнее работать, чем сегодня, это — торгово-экономическое сотрудничество. И на этом участке есть целый ряд направлений. Первое из них — это, естественно, наращивание взаимного товарооборота. Я вам говорил уже о высоких темпах, которые есть, но объемы пока нас не устраивают: ни Беларусь, ни Китай. Нам нужно делать больше. И в этом отношении мы видим перспективу того, чтобы постепенно от простой торговли — экспорта и импорта, (хотя и это очень важное направление), переходить к более продвинутым, более глубоким формам взаимодействия. Речь идет о создании сборочного производства белорусской техники в Китае и также сборочного производства китайской техники в Беларуси. Это важное направление. Мы хотели бы также активно участвовать вместе с Правительством Китая в крупных программах модернизации потенциала северо-востока Китая и освоения запада Китая. Это крупнейшие программы, в которых потенциал Беларуси, опыт Беларуси и, самое главное, техника Беларуси будут весьма приемлемы.
Нас также интересует увеличение инвестиционного импорта из Китая. Мы, в частности, Министерство иностранных дел, отвечающее и за координацию внешней торговли, поставили перед нашими промышленниками задачу постепенной переориентации технологичного импорта Запада на Китай, потому что китайское оборудование в последние годы стало высококачественным, и по ценовому параметру оно более привлекательно, чем оборудование западного производства.
Далее мы хотели бы вместе с вами работать над крупными кредитно-инвестиционными проектами. Китай — это государство, которое является мировой торговой державой. Беларусь является абсолютно близким и дружественным Китаю государством в центре Европы. Мы предлагаем нашим китайским друзьям и товарищам максимально использовать Беларусь, территорию Беларуси как плацдарм китайской экономики в Европе. В этой связи были бы возможны серьезные инвестиционные проекты здесь, на территории Беларуси, с дальнейшей экспортной направленностью на Европу. Я думаю, что это направление должно быть интересным и для китайской стороны.
Совершенно очевидно, что важным направлением является научно-техническое сотрудничество. В частности, взаимодействие в области промышленности полностью должно базироваться на высоком научно-техническом потенциале обеих сторон и использоваться во взаимных интересах.
Естественно, важными самостоятельными направлениями должны быть такие, как сфера культуры. Кстати говоря, 24 января в Минске открывается совместная выставка белорусского и китайского художников. Эту же выставку мы планируем организовать и в Пекине.
Туризм — это сфера, в которой мы почти не начинали сотрудничать, но мы надеемся, что Беларусь как одна из красивейших стран Европы представляет серьезный интерес для китайских туристов и отдыхающих. Естественно, Китай как великая историческая держава представляет большой интерес для наших туристов.
Взаимодействие в сфере здравоохранения, прессы и т.д. — это тоже важные направления нашего взаимодействия. Целая большая палитра.
- Вопрос:Как Вы оцениваете положение Беларуси, перспективы развития Вашей страны?
- Мартынов С.Н.:Задачи, которые мы ставит перед собой Правительство страны, и задачи, которые мы ставим в целом перед государством — это создание сильной и процветающей Беларуси. В рамках этой политики хочу подчеркнуть, что мы исповедуем то, что мы называем социально-ориентированной моделью развития общества. Это означает, что для нас в центре внимания находится человек с его конкретными практическими нуждами — и материальными, и духовными. Как говорил один из классиков белорусской литературы: не народ для правительства, а правительство для народа. Соответственно мы хотим создать и создаем государство для народа.
Должен вам сказать, что за эти пятнадцать лет независимости мы достигли на этом пути немалых успехов по сравнению, в том числе, со своими соседями по бывшему Советскому Союзу. Прежде всего, мы достигли серьезной стабильности в обществе, причем стабильности, которая основана на росте, а не на застое.
У нас имеется стабильный экономический рост, стабильный рост доходов населения и отсутствие каких-либо внутренних конфликтов, отсутствие конфликтов по внешнему периметру.
Беларусь — это мирное государство. Все это позволяет нам сосредоточить все усилия на дальнейшем росте нашей страны, экономики нашей страны и, прежде всего, благосостоянии граждан. Причем хочу сказать, что успехи Беларуси в социально-экономическом развитии признаются практически всеми государствами, и отражением этого является то, что Беларусь в ноябре 2006 года была избрана в Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций — один из главных органов ООН.
В отношении социально-экономического роста Беларусь занимает лидирующие, без сомнения, позиции на пространстве бывшего Советского Союза или СНГ. В частности, если мы посмотрим по темпам роста валового внутреннего продукта, то мы увидим, что, начиная с 1996 по нынешний год, т.е. в течение уже десяти лет по среднегодовым темпам роста Беларусь находится на первом месте в СНГ. Также первыми из государств бывшего Советского Союза мы преодолели планку экономического уровня развития 1990 года, т.е. до развала Советского Союза. По итогам 2005 года Беларусь находится на уровне 120% к уровню 1990 года. Мы первыми преодолели этот рубеж и находимся выше всех в этом отношении.
Беларусь занимает либо первое место, либо лидирующие позиции в бывшем Советском Союзе не только по темпам, но и по объемам производства большинства продуктов питания, таких как молоко, мясо, молочные продукты на душу населения и т.д.
При этом мы имеем совершенно открытую экономику, мы экспортируем более 60% валового национального продукта. По этому показателю открытости экономики Беларусь находится, очевидно, в числе десятка наиболее развитых государств Европы. Мы сильны в целом ряде сегментов мирового уровня. Беларусь производит порядка 15% мирового выпуска калийных удобрений. Беларусь производит 6% мирового выпуска тракторов, мы производим 30% мирового выпуска большегрузных автомобилей огромной грузоподъемности, таких как БелАЗ. Мы производим значительный сегмент микропроцессоров на мировом рынке. И, естественно, мы производим большое количество различных бытовых приборов: от холодильников до телевизоров и т.д.
Я уже упоминал, что в центре нашей внутренней политики находится человек, и это сфера, которой Правительство тоже уделяет самое серьезное внимание. Расходы на здравоохранение в Беларуси составляют почти 5% валового внутреннего продукта и находятся на уровне самых развитых стран Европы и мира. Расходы на образование — 7% валового внутреннего продукта. Это тоже чрезвычайно высокий уровень. Будучи небольшой страной, не обладающей крупными природными ресурсами, мы, тем не менее, обеспечиваем самую высокую пенсию на пространстве бывшего Советского Союза и самые высокие студенческие стипендии, поскольку молодежь — это будущее страны.
Те результаты, которые я кратко охарактеризовал, позволили говорить и говорим об этом не мы, а международные экономические организации, о белорусской модели развития. Вы знаете, ее особенность состояла в том, и в этом также близость между нашими государствами, что мы не пошли по пути шоковой, обвальной приватизации, а пошли путем постепенных спокойных реформ, сохраняя все то, что было в Советском Союзе и наращивая новые рыночные реформистские элементы на существующую базу.
- Вопрос:Позвольте затронуть тему, получившую в последнее время столь значительный международный резонанс — белорусско-российский энергодиалог. В чем суть и каков итог белорусско-российской дискуссии по данному вопросу?
- Мартынов С.Н.:Прежде всего хотел бы сказать, что Россия является главным торгово-экономическим партнером Беларуси. Наш общий товарооборот с Россией составляет более 50% товарооборота Беларуси, причем в сфере экспорта на долю России приходится порядка 37%, а в сфере импорта соответственно больше, что дает общую сумму более 50% товарооборота.
Коль скоро вы затронули тему энергетики, то хочу сказать, что значительную, наверное, подавляющую часть нашего импорта из России составляют энергоносители. Мы — государство с быстроразвивающейся серьезной экономикой, которое практически не имеет собственных энергетических ресурсов. Мы ввозим таким образом из России ежегодно для обеспечения нужд нашей экономики и нашего населения порядка 20 млрд. куб. метров газа и порядка 20 млн. тонн нефти, при этом собственная добыча нефти у нас составляет около полутора миллионов тонн всего лишь.
Начиная с 1992 года независимая Беларусь и независимая Россия заключили значительное число двухсторонних соглашений, главными принципами которых является договорное обеспечение равенства условий хозяйствования для экономических субъектов той и другой стороны, а также режима свободной торговли без изъятий и ограничений и затем построение Таможенного союза Союзного государства. Договор о Союзном государстве — это уже договор 1999 года, т.е. мы начали от зоны свободной торговли с изъятиями и ограничениями в 1992 году и продвинулись до Таможенного союза Союзного государства.
Соответственно в рамках Союзного государства, в рамках Таможенного союза, в рамках режима свободной торговли без изъятий и ограничений все товары передвигаются свободно, включая энергетический товар. Тем не менее, Российская Федерация, исходя из собственных соображений, решила ввести таможенные экспортные пошлины на нефть, что, с нашей точки зрения, не соответствует тем договоренностям, которые были заключены между нашими государствами. Это и явилось предметом вот этой энергетической дискуссии между двумя государствами.
Мы обратили внимание России на то, что предпринятый ею шаг введения экспортной пошлины является нарушением существующих соглашений. Российская сторона обратила наше внимание на то, что поскольку они являются владельцами энергетических ресурсов, то, соответственно, имеют право устанавливать тот режим экспорта этих ресурсов, который они считают правильным. Результатом стали длительные переговоры, которые благополучно завершились на минувшей неделе.
Результат этих переговоров, если коротко попытаться его суммировать, состоит в следующем. Мы будем платить пошлину на российскую нефть, но это будет пошлина в нашем понимании не на сырую нефть как таковую, а на продукты переработки нефти на наших предприятиях. Поскольку это ресурс российский, то он будет делиться в определенной пропорции между нами и россиянами. В нынешнем году 70 на 30%, в следующем году 80 на 20% и в 2009 году — 85 на 15%. Взиматься эти пошлины будут, и это было то, что предложила белорусская сторона и настаивала на этом, при пересечении нефтью границы между Россией и Беларусью. Мы сразу авансом все это выплачиваем, то, что мы должны России: не потом, а до того, как мы заработаем деньги, переработав и продав на рынке. Мы авансом платим России. Таким образом была решена нефтяная проблема.
Но вы также знаете, что Беларусь является важным транзитным государством, и мы 50% той нефти, которую Россия поставляет в Европу, транспортируем через свою территорию.
Были у нас и сложные переговоры, закончившиеся перед Новым годом, относительно цены на газ. Это еще один важный энергетический ресурс, который мы импортируем из России.
Российская сторона настаивала на резком повышении цены на газ, исходя из необходимости перевода ее на уровень мировых цен. Мы, исходя опять-таки из договоров и соглашений, которые существуют между нашими государствами, обратили настоятельное внимание наших российских друзей на то, что есть принцип равенства условий хозяйствования. Мы настаивали на том, что цены на газ в Беларуси могут и должны расти в соответствии с рыночными условиями, но они должны расти в такой же пропорции, как они растут в самой России. Мы хотим, чтобы предприятие, которое покупает газ в Беларуси, белорусское предприятие покупало его, как мы хотим, по такой же цене, как покупает российское предприятие, с которым они сотрудничают между собой.
Это были тоже сложные переговоры. Они закончились тем, что Беларусь будет платить гораздо больше за газ, чем мы платили до недавнего времени. Это будет серьезной нагрузкой на нашу экономику, но гораздо меньше того, что изначально пытался потребовать от нас «Газпром». Они сначала хотели 230 долларов, мы договорились на 100 долларов. В прошлом году мы платили 47 долларов. И дальнейшее движение цены на газ будет синхронизировано с ростом цены на газ внутри России. Россия поставила перед собой задачу вывести внутренние цены на газ к 2011 году на мировой уровень, и наша цена на газ будет идти постепенно в течение следующих четырех лет, так же как и российские цены на газ, к одной с ними точке.
Это результат той дискуссии по энергетическим темам. Главное в этой дискуссии состоит в том, что между нашими государствами есть определенные договорами и соглашениями принципы, и они должны соблюдаться. На этом мы категорически настаиваем.
- Вопрос:Это затронет простых людей?
- Мартынов С.Н.:Белорусское государство предпримет все усилия для того, чтобы это ни в коем случае не помешало жизни людей. По нашим предварительным расчетам, нам в этом году удастся это сделать, и повышение цен на энергоносители для населения будет абсолютно минимальным.
- Вопрос:Вы, наверное, не раз бывали в Китае, при упоминании о Китае что Вы думаете о нем, иными словами, какое Ваше впечатление от Ваших визитов в Китай?
- Мартынов С.Н.:При упоминании Китая передо мной, естественно, встает огромная страна, огромная мировая держава, надежный партнер Беларуси.
- Вопрос:Скоро китайский Новый год, Ваши пожелания китайскому народу.
- Мартынов С.Н.:Хотел бы пожелать дружественному нам китайскому народу того, чего мы желаем Беларуси: сильного и процветающего Китая, единого Китая, всем китайским семьям, всем нашим китайским друзьям добра, благополучия, душевных радостей и мира. С наступающим китайским Новым годом! Всех вам благ.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by