Размер шрифта:

Интервью Посла Беларуси в России А.Рогожника «Российской газете» (2 апреля 2025 г., г.Москва)

 

Александр Николаевич, 2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. За последнее время интерес к Союзному государству значительно возрос. Как вы оцениваете перспективы дальнейшей интеграции?

За последние годы очень много изменилось. Изменилось не только в отношении двух государств, но изменилось вообще в целом в мире. И, на мой взгляд, эти изменения были просто необходимы. Все должно было встать на свои места. Мы должны были понять, кто по-настоящему друг, а кто – недруг. В чем состоят ценности для нас как для граждан двух стран. И из этого всего, наверное, необходимо делать выводы, куда мы идем и что мы будем делать дальше.

Безусловно, в основе всего лежит экономика. И в зависимости от того, как живут граждане наших стран, в целом вообще зависит благополучие нации. И поэтому, конечно, и Республика Беларусь, и Российская Федерация делают очень много в этой области.

За последние годы товарооборот увеличили в два раза. И рост экономики и в Республике Беларусь, и в Российской Федерации несопоставим с ростом в Европейском союзе. Если мы проанализируем вообще составляющие развития Российской Федерации, увидим, что Россия уже входит в ТОП стран по своему развитию. Это прекрасно. И мы ставим перед собой задачу развивать сотрудничество, основой которого должно стать дополнение друг друга в развитии. Я сформулировал для себя такой лозунг: не конкурировать, а дополнять друг друга.

В этом году мы празднуем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что лично для вас значит этот праздник?

Мы одинаково видим прошлые периоды развития наших государств, у нас одна историческая память. Особенно это важно в преддверии 80-летия великой Победы. Чего только стоит хотя бы то, что военные нашей страны – Беларуси – участвуют в параде на Красной площади, а расчеты российских войск – у нас в Минске. Ведь это о многом говорит. Как сказал президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, придет время, когда мы будем стоять спина к спине и защищать нашу общую Родину. Вот именно это и произошло.

Для меня 80-летие Победы – это знаковое событие. Первое, что я сделал, обновил фотографии своих деда и прадеда, чтобы эта память в семье сохранялась. Я помню, как все свое детство каждое 9 Мая
мы ехали к моему деду. И, будучи еще школьником, я брал его за руку, и мы вместе с ним шли на торжественное мероприятие, посвященное этому великому дню.

Когда появился сайт «Подвиг народа», где можно было посмотреть, какими орденами и медалями были награждены родственники и, самое главное, за что эти ордена и медали давались, это как-то перевернуло мое сознание. Совсем по-другому я стал оценивать тот путь, который был пройден тем поколением людей. И оценивать тот ужас, с которым они во время Великой Отечественной войны столкнулись. Мой дед оборонял Ленинград. Неоднократно был ранен. Неоднократно горел в танке. И когда ты это читаешь… Ну, как-то по-другому начинаешь относиться.

А как можно разделить «славянское братство»? Прадед форсировал Днепр возле Киева.

Я помню свой приезд в Киев и посещение мемориального комплекса, где я нашел его фамилию среди освобождавших и награжденных Золотой Звездой Героя Советского Союза. Поэтому, конечно, это такая особая часть в истории семьи. И в памяти каждой семьи.

В 2025 году в России стартовало 19 новых национальных проектов. Беларусь неоднократно на различных уровнях заявляла о готовности подключиться к их реализации. Достаточно ли компетенции у ваших предприятий?

В тех задачах, которые Российская Федерация перед собой ставит в реализации национальных проектов и которые были анонсированы президентом Российской Федерации, мы тоже видим свое участие. Ведь для чего что-то создавать или вкладываться в разработку, если оно уже создано в Союзном государстве? В частности, например, в нашей стране. Мы говорим о том, что эти компетенции должны развиваться, должны двигаться вперед. Через создание совместных предприятий, с тем чтобы это был общий бизнес с паритетным участием этих совместных предприятий и паритетным распределением доходности от деятельности. Чтобы мы становились в этом смысле неразделимы.

Каковы примеры того, что не нужно изобретать в одном государстве, если это уже есть в другом государстве?

Таких примеров достаточно. Например, мы говорим о том, что в Республике Беларусь есть замечательное предприятие БЕЛАЗ, которое уже на протяжении многих десятилетий создает прекрасную технику: карьерные самосвалы разной грузоподъемности. Эта техника сегодня не уступает ни одному мировому лидеру. Для чего вкладываться в подобные разработки, если этот продукт уже есть?

А что касается формы совместных предприятий, то, например, та же сфера микроэлектроники, которая в значительной степени пострадала после введения санкций. Мы здесь нашли форму, которая устроила обе стороны. Мы создали совместное предприятие, которое выступает генератором идей для дальнейшего перспективного развития. Мы разделили компетенции по оборудованию и по элементной базе. Определили, что Беларусь сделает свой перечень оборудования, а Российская Федерация – свой. И таким образом, суммируя это все, мы закрываем полностью технологию для производства уже элементной базы.

Между Беларусью и Россией расширяется транспортное сообщение. Могут ли появиться новые межрегиональные маршруты?

Уже есть рейсы из Гомеля в Москву, из Бреста еще и в Санкт-Петербург. Возрождаем наши региональные аэропорты в областных центрах – и в Гродно, и в Могилеве. Так что в будущем все возможно – и спрос, уверен, будет, хватало бы только бортов. В целом региональная составляющая авиасообщения расширяется – мы работаем по вопросу открытия прямых рейсов со многими губернаторами и российскими авиакомпаниями.

Прямые рейсы укрепят дружеские контакты между городами Беларуси и России.

Не только укрепят дружбу, но и решат вопрос логистики. А за логистикой стоит бизнес, за логистикой стоит экономика. Мы же решаем эти вопросы для удобства обычных граждан. Например, тот же самый высокоскоростной поезд «Ласточка», который сегодня курсирует, – это семь часов между Минском и Москвой, быстрее, чем на автомобиле. Мы с «Российскими железными дорогами» прорабатывали вопрос, чтобы еще одну пару поездов ввести на выходные дни. Этот вопрос был решен. Все составы заполнены.

Александр Николаевич, недавно состоялся визит одного из ведущих российских ритейлеров в Беларусь. Аналогичные контакты у минской делегации были в ходе Дней Минска в Екатеринбурге. Договаривались о поставках белорусских товаров? Выставляют ли российские ритейлеры белорусским поставщикам какие-то особые условия?

Не буду погружаться в конкретные условия, потому что это все-таки коммерческая тайна. И здесь тайна не на белорусской стороне. Да, эта работа ведется. На прошлой неделе у нас была группа «Ашан». Они ознакомились со всем спектром производимой в республике продукции, начиная от продовольствия, заканчивая товарами легкой промышленности, деревообработки, мебели. Посетили три области – Гродно, Минск, Витебск. Есть договоренности и с сетью Х5. Самая главная задача, которую мы перед собой ставим, это заключение прямых контрактов между нашими производителями и крупнейшими российскими ритейлерами. Когда продукция поставляется непосредственно с завода, отсутствует наценка, условно, дилера. А эта наценка может достигать 30%. Это отражается на каждом потребителе, на обычном простом человеке.

В российских магазинах много белорусских товаров, но часто это такой бренд, что им пользуются недобросовестно. Как налажен процесс контроля за производством?

У нас в Беларуси фальсификации товаров нет. Дело в том, что сохранилась старая система, еще с Советского Союза, для производителей – система государственных стандартов.

Это первое. А второе, у нас достаточно серьезный контроль за продукцией, которая представлена в торговых сетях. И представить себе наличие контрафакта в этих сетях очень и очень сложно. Потому что за этой работой смотрит и наше профильное ведомство Госстандарт. При каждом областном исполнительном комитете есть соответствующее управление торговлей, которое тоже отслеживает эти моменты. Есть у нас еще ведомство такое, как Комитет государственного контроля, который тоже анализирует происходящее в этих сетях. И тут вопрос не только условного контрафакта, здесь вопрос контроля за ценами, за наценками, за доходностью. Ведь мы говорим о том, что Беларусь строит социально ориентированное государство, где в приоритете благополучие человека.

Что касается копирования белорусских товаров недобросовестными производителями в России, то дело не в том, что они пытаются скопировать некие наши бренды, а в том, что они наносят репутационные потери. Покупатели приходят в условный «магазин белорусских товаров», где и половины нашего нет, покупают, и потом считают, что это белорусское плохого качества. 

Как с этим бороться?

Открывать фирменные сети. Но, кроме этого, нужна работа с крупными ритейлерами, ведь они с контрафактом не работают. И перед заключением контракта, в том числе посещают непосредственно производство. Они знакомятся с тем, как эта продукция делается. И, что хорошо, у них есть определенное требование, начиная от упаковки и заканчивая даже раскладкой этих товаров. Почему мы и идем в эти сети.

На майские праздники Беларусь входит в лидеры по бронированию туристических поездок. Сейчас у вас проходит месяц промтуризма. Какие предприятия принимают туристов и можно ли с детьми?

За последние годы направление промышленного туризма развивалось. Лидером является «БЕЛАЗ», и это объяснимо. Интересные машины, самый большой в мире самосвал – 450 тонн. Производство само по себе интересное.

Большой интерес вызывает Минский тракторный завод, МАЗ. Можно посетить наши кондитерские фабрики и предприятия легкой промышленности. Что касается детей, то когда еще директором работал на моторном заводе, то ввел в практику День открытых дверей для детей работников.

Беларусь открывает мультибрендовые центры в российских регионах. Делается ставка на продажу и обслуживание сельхозтехники. Почему выбрали именно такой подход?

Мультибрендовый центр в нашем понимании решает несколько задач. Главная из них – в одном месте представлены не отдельные виды техники, а технологии. То есть сельхозпроизводитель имеет возможность купить и плуг для обработки почвы, и посевной агрегат, и технику для уборки уже готового урожая. Еще одна задача, это сервисная поддержка. Ведь сервис, особенно в период уборочной компании, – это задача очень непростая. Простой техники – это и потеря урожая, это и сроки уборки. Мы ставим перед собой задачу, сократить до минимума сроки обслуживания техники, если вдруг что-то произошло. Ну и, конечно, это склад оригинальных запасных частей. 

Сегодня на российском рынке техники продается большое количество, только белорусских тракторов более 50 тысяч штук. И наличие оригинальных запасных частей – очень важная задача. Все, что касается юга России, то центр строится и в Ростове-на-Дону, оператором в этой работе выступает наш МАЗ. Такой же центр строится в Краснодарском крае, Ставропольском крае. И таких центров в российских регионах будет много. В июне мы откроем центр в Кемерове. Такой центр на прошлой неделе был открыт в Новосибирске. Мы ставим перед собой задачу обеспечить свое присутствие во всех федеральных крупных округах России, крупных регионах с тем, чтобы у потребителей этой техники была возможность ее приобрести без соответствующих наценок перепродавцов, чтобы потребитель имел возможность купить фактически по нашим белорусским ценам. Все, что касается расширения, мультибрендовый центр, это в первую очередь, конечно, продукция машиностроения. Хотя, мы туда подтягиваем также продукцию легкой промышленности, потому что она пользуется популярностью, особенно у женщин. Они очень любят изделия из хлопка, льна.

Как вы выбираете регион, где открывать мультибрендовые центры или магазин белорусских товаров?

Здесь все очень просто. Если мы говорим о сельхозпроизводстве, то, конечно, это наиболее хлеборобные регионы Российской Федерации. Но речь не только об этом. Конечно, мы рационально к этому подходим, с точки зрения заселенности регионов. Если Новосибирск, условно говоря, это третий город в Российской Федерации, то само собой разумеется, что там и пассажирская техника, и дорожно-коммунальная техника и так далее будет присутствовать. То есть главный принцип – мы должны при решении этой задачи закрыть определенный регион, и покрытие должно быть стопроцентное по доступности сервисного или мультибрендового центра. Чтобы и доставка запасных частей, и гарантированный ремонт этой техники был обеспечен на всей территории России.

А если мы говорим о товарах легкой промышленности, пищевой промышленности?

Чаще всего бизнес уже сам все решил. Например, Брестский мясокомбинат, мы в Новосибирске посещали такой магазин. Представленность товаров белорусских производителей там на полках 95-97%. И приятно, что заполняемость магазина покупателями высокая.

Александр Николаевич, президент России как-то назвал количество санкций, которые были введены в отношении России, – 28 595. Сколько санкций было введено в отношении Беларуси?

Знаете, я уверен, что их не меньше. Дело в том, что если окунуться в историю, то санкции в отношении Беларуси начали вводиться еще в 1998 году. Мало кто про это помнит. А мы в этих условиях работаем уже много-много лет. И в каком-то смысле даже благодарны. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы становиться более мобильными и адаптивными, ориентироваться на собственные силы и развиваться внутри.

А когда с Россией это случилось, поделились опытом с коллегами?

Мы не только опытом поделились, мы помогали многим в преодолении этого. Я вам такой пример приведу. Значительное количество комплектующих «Ростсельмаш» закупал по импорту. И когда были введены санкции, то наш «Гомсельмаш», несмотря на то что «Ростсельмаш» является прямым конкурентом, подставил компании плечо, пока она не решит эти вопросы.

У вас очень плотный рабочий график, вы совершаете десятки поездок в российские регионы. Как вы оцениваете уровень межрегиональных отношений, в каких сферах наша кооперация может быть сильнее? Какой совместный региональный проект мог бы стать примером?

У нас со многими руководителями российских регионов прекрасные отношения. В качестве примера приведу Татарстан. Это особый для Беларуси регион. У нас замечательные отношения с господином Миннихановым. Он замечательный человек, прекрасно относится к нашей стране. И там реализуется много различных проектов. Достаточно хотя бы того, что первый мультибрендовый центр белорусской техники был открыт именно в Татарстане. Мы прекрасно сотрудничаем в области шинного производства.

Мы с Рустамом Нургалиевичем обсуждали вопросы создания совместного предприятия по производству трамваев. Там достаточно большая повестка. Вообще, Татарстан развивается просто замечательными темпами. У руководителя сильная команда. И мы, когда начались события, связанные с введением санкций, пошли по пути взаимодополнения. Например, «КАМАЗ» подписал программы со многими белорусскими предприятиями. И, как ни странно, первые такие программы были подписаны с «МАЗом», ранее конкурентом самого «КАМАЗа». Условно говоря, если мосты для машины разработаны «КАМАЗом», то мы предполагаем их использование в своих машинах. А составляющую, например, рулевой рейки, кардана и так далее, они привязывают к своим машинам. Таким образом, во-первых, мы создаем унифицированные машины, которые могут проходить обслуживание в любых сервисных центрах, будь-то МАЗа или КАМАЗа, а во-вторых, эта техника становится более независимой от зарубежных поставок. Многие составляющие на КАМАЗе сегодня были замещены с помощью почти десятка белорусских предприятий, начиная от дверных замков, которые раньше по импорту закупались, и заканчивая сложными техническими узлами.

Еще один важный вопрос – выход к морю. Беларусь отделена от морских путей, поэтому обсуждалось строительство морских портов. Как продвигаются эти проекты?

Как показала жизнь, недостаточно произвести только качественный продукт. Ты можешь его иметь, но можешь не иметь вариантов его доставки потребителям. С этим столкнулась не только наша страна, но и Российская Федерация. Тут вопрос не в наличии или отсутствии самих портов. Это одна из составляющих. Вопрос в транзите грузов по территории России, пропускной способности железнодорожных путей. Поэтому да, мы занимаемся этим вопросом, занимаемся развитием собственной портовой инфраструктуры в России. Для нас важна поставка продукции машиностроения, калийных удобрений, нефтепродуктов. В целом вопрос логистики – это один из таких ключевых для нас вопросов. Ведь у нас основной экспорт шел через прибалтийские страны, через Литву. Могу сказать однозначно, что с Министерством транспорта России нерешаемых вопросов нет, и с «Российскими железными дорогами» у нас постоянный рабочий контакт. Искренне благодарны Российской Федерации за ту большую помощь, которая была оказана нашей стране в выстраивании новой логистики.

В этом году Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Какие вопросы сегодня актуальны для стран, входящих в объединение? С какими инициативами выступает Беларусь? Каков на них отклик?

В год своего председательства в органах ЕАЭС Беларусь продолжает работу по формированию общего рынка Союза на базе четырех свобод, созданию условий для развития экономики, основанной на технологическом и промышленном суверенитете, обеспечению безопасности внутреннего рынка и «бесшовного» транспортного пространства, цифровизации экономики и стимулированию взаимных инвестиций.

Наши приоритеты, обозначенные в обращении президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко главам государств – членов ЕАЭС, актуальны для всей «пятерки».

Приоритетным направлением взаимодействия считаем промышленную кооперацию. Упор должен быть сделан на максимальную локализацию производства от компонентов до конечной продукции. Необходимо активизировать работу, более продуктивно задействовав имеющиеся механизмы финансовой поддержки. Первые кооперационные проекты уже одобрены государствами-участниками, и этот опыт должен расширяться.

Наша страна последовательно продвигает инициативы по формированию сбалансированного аграрного рынка Союза, основанного на углубленной межгосударственной кооперации и единых стандартах безопасности. Особое внимание предлагаем уделить вопросам создания единых рынков семян сельскохозяйственных растений и племенных животных, формированию общего рынка органической сельскохозяйственной продукции.

Одновременно считаем важным сконцентрироваться на внедрении и развитии цифровых систем управления безопасностью продукции и прослеживаемости товаров «от поля до прилавка», импортозамещении, развитии собственных научно-технологических исследований.

Говоря о будущем интеграции наших стран, вы не раз заявляли, что во главе угла всегда стоит экономика. А как же проекты гуманитарные, культурные, межконфессиональные связи, не на уровне межгосударственном, а то, что называется народной дипломатией?

Ранее в интервью я говорил, что во главе угла стоит всегда экономика, потому что считаю, что наша духовная общность и человеческие связи уже сформированы. Вы упомянули о многоконфессиональности, безусловно, это очень важно и для Беларуси, и для России. Возьмите даже слова гимна – «братских народов союз вековой» – ведь подразумевается именно это. Этот тезис, слова – «братских народов союз вековой» – можно применить и к Союзному государству.

Наверное, можно общими словами сказать, мы люди одной веры, несмотря на то, что кто-то мусульманин, кто-то православный или католик. Я считаю, что это всеобъемлющее понятие – мы люди одной веры, одного понимания добра, справедливости. Мы одинаково видим прошлые периоды развития наших государств, у нас общая историческая память. Особенно это важно в преддверии 80-летия Великой Победы. Чего только стоит хотя бы то, что военные нашей страны участвуют в параде на Красной площади и расчеты российских войск у нас в Минске. Ведь это о многом говорит. Как сказал Александр Григорьевич, придет время, когда мы будем стоять спина к спине и защищать нашу общую Родину. Вот именно это и произошло.

Что вы любите читать, в театр успеваете ходить?

Я, безусловно, стараюсь посещать театральные постановки и выступления творческих коллективов. Мне это очень интересно. Когда я еще был директором одного из крупных предприятий, наше предприятие выступало спонсором международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске». Став министром промышленности, всегда поддерживал этот проект.

Люблю читать автобиографичные воспоминания известных людей. Был юбилей Георгия Жженова, и сейчас я читаю его книгу воспоминаний. Интересно, как человек, прошедший неоднократно лагеря, нашел в себе силы не ожесточиться по отношению к окружающим, перевернуть свою жизнь с минуса на плюс. Интересная история жизни. Интересная книга. Я уже прошел тот период его знакомства со Смоктуновским в те времена. О том, как он его спас, приобщив к фотографии. Люблю книги, где реальная жизнь людей.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by