Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями белорусских и зарубежных СМИ
Минск, МИД, 21 июня 2006 года
Уважаемые дамы и господа,
Как вы знаете, завтра и послезавтра в Минске состоятся важные международные события, связанные с проведением саммитов двух международных организаций - Евразийского экономического сообщества и Организации Договора о коллективной безопасности. В преддверии этих двух саммитов, которые запланированы на 23 июня, 22 июня состоятся встречи министров иностранных дел, министров обороны государств-участников этих организаций и государственных секретарей советов безопасности. События эти имеют неординарный для Беларуси и для нашего общего пространства характер, и в этой связи я готов ответить на ваши вопросы по данной теме.
- БелТА: Сергей Николаевич, в свете предстоящего заседания Межгоссовета ЕврАзЭС как в целом белорусская сторона оценивает развитие интеграционных связей в рамках ЕврАзЭС? Насколько успешным является данное интеграционное образование?
- Мартынов С.Н.: В целом мы расцениваем ЕврАзЭС как динамично развивающееся интеграционное образование с большой перспективой. Прежде всего, я хочу сказать, что ЕврАзЭС по достигнутому уровню интеграции является одной из наиболее продвинутых структур на постсоветском пространстве. В подтверждение этого приведу достаточно известный пример: тарифные ставки на 62 процента согласованы в рамках ЕврАзЭС между ее основными партнерами и, кроме того, основной объем торговли внутри пространства СНГ приходится, конечно, на торговлю внутри ЕврАзЭС.
Что касается дальнейших перспектив, то мы считаем, что у ЕврАзЭС при внимательном отношении государств-участников существует очень серьезная перспектива превратиться в успешное интеграционное образование на той географии, которую обычно называют "постсоветское пространство".
- Газета "Советская Белоруссия": Сергей Николаевич, Беларусь председательствует в ЕврАзЭС. Это налагает на нее особую ответственность и в то же время позволяет ей добиться бoльших целей. Какие непосредственно цели ставит перед собой Минск, принимая саммит глав-государств этой организации?
- Мартынов С.Н.: Прежде всего, хочу сказать, что Беларусь очень ответственно подходит к своему председательству в ЕврАзЭС. Как вы, очевидно, знаете, Беларусь не стремилась к этому председательству, не добивалась этого председательства, это была просьба к руководителю нашего государства его коллег, и эта просьба по их настоянию была принята. Но, взявшись за дело, Беларусь стремится подходить к этому основательно. И на минувшем внеочередном саммите ЕврАзЭС, который проходил в Санкт-Петербурге, Беларусь внесла в виде обращения Главы нашего государства, целый ряд серьезных предложений, которые мы и хотим продолжить обсуждать в Минске.
Цели ЕврАзЭС в глазах Минска на саммите должны быть следующими: серьезное продвижение к главной цели ЕврАзЭС - создание Таможенного союза; конкретное продвижение по остальным направлениям интеграции от научно-производственной базы до социальной. В частности, мы считаем, что ЕврАзЭС как серьезная международная организация должна постепенно двигаться к тому, чтобы заниматься не только сугубо экономической проблематикой, что происходит сейчас, но постепенно, исходя из пожеланий и потребностей своих народов, двигаться и направлении взаимодействия и в социальной области, в области здравоохранения, спорта и т.д. Достичь на саммите решений, которые позволят продвинуть всю эту повестку дня, будет главной целью Беларуси как председательствующей на данном саммите.
- Первый национальный телеканал: На встрече в Минске будет рассмотрен также проект Концепции международной деятельности ЕврАзЭС. Этот документ разработан белорусской стороной в соответствии с требованием нашего Президента. На что направлен проект этого документа? Какие основные его положения?
- Мартынов С.Н.: Мы считаем, что ЕврАзЭС, являясь серьезной интеграционной структурой - международной организацией, должно прилагать больше усилий для того, чтобы занять соответствующее место в международной структуре многостороннего сотрудничества. Имея такую серьезную общность экономических интересов и значительный уровень интеграции, о котором мы уже говорили, совершенно очевидно, что ЕврАзЭС имеет и общие совпадающие внешнеполитические интересы. В этой связи по инициативе белорусской стороны и была предложена разработка Концепции международной деятельности ЕврАзЭС, которая, в нашем понимании, подразумевает, что ЕврАзЭС должно на серьезной основе взаимодействовать с другими интеграционными структурами, такими, как и Европейский союз, и Шанхайская организация сотрудничества, и ВТО, и Азиатско-Тихоокеанское сообщество и т.д. И, наверное, резонным было бы, в нашем понимании, поскольку есть явные общие международные интересы, создать какой-то механизм обсуждения и координации по защите этих интересов между правительствами и, в частности, между министерствами иностранных дел государств-участников ЕврАзЭС. Это основная суть нашего подхода к Концепции международной деятельности ЕврАзЭС.
- Агентство "Рейтер": Сергей Николаевич, в какие сроки, по мнению белорусской стороны, возможно формирование единого таможенного пространства в рамках ЕврАзЭС? Что препятствует созданию полноценного Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС? Известно, что страны "шестерки" приняли решение по отдельности вступать в ВТО. Не скажется ли негативно разное время вступления в эту организацию на создании Таможенного союза?
- Мартынов С.Н.: Формирование Таможенного союза - это принципиально важная и главная цель ЕврАзЭС. Это - основа, вокруг которой должен развиваться весь остальной организм ЕврАзЭС. Относительно сроков, мы считаем, что необходимо серьезно ускорить работу, проводимую ЕврАзЭС. И мы хотели бы, чтобы предстоящий саммит принял решение на уровне глав государств о том, чтобы все государства-члены ЕврАзЭС к концу нынешнего года завершили все внутригосударственные процедуры, связанные с подписанием всех юридических документов по формированию Таможенного союза. Такого рода решение уже было принято главами правительств в мае в Минске, и мы ожидаем, что главы государств своим авторитетом скрепят это решение.
Параллельно мы считаем, что было бы необходимым и правильным, чтобы до конца этого года уровень согласования общего тарифа, который находится сейчас, как я говорил, на уровне 62 процентов, был повышен до 80 процентов, чтобы в следующем 2007 году были реально подписаны все главами государств те документы, которые, предположительно, должны быть разработаны и завершены внутригосударственным согласованием к концу 2006 года. После того как эти соглашения будут подписаны ориентировочно к середине 2007 года, в реальной жизни, конечно, еще потребуется срок порядка двух-трех лет на то, чтобы этим соглашениям придать материальное содержание, облечь их в плоть и кровь, что называется. Вот такой может выглядеть временная перспектива построения Таможенного союза при понимании, что такого рода решения будут приняты главами государств в пятницу и зададут соответственно темп такого движения.
Что касается проблематики соотношения целей ВТО и Таможенного союза, то это очень важный, фактически, один из коренных вопросов. Стабильная, последовательная точка зрения Беларуси состоит в том, что нынешняя концепция, нынешний подход к этому вопросу, по которому государства-члены ЕврАзЭС сначала вступают в ВТО, а затем будут решать возникшие с этим проблемы в рамках ЕврАзЭС, не совсем продуктивный по двум причинам. Первая - будет достаточно трудно совместить разношерстные обязательства, принятые этими государствами в одностороннем порядке при вступлении в ВТО. Во-вторых, как мы видим в реальной жизни, процесс вступления большинства государств ЕврАзЭС в ВТО затягивается и затягивается не по вине этих государств, а в связи с тем, что некоторые члены ВТО по политическим мотивам сознательно препятствуют вступлению этой группы государств в ВТО, выдвигая иногда требования совершенно неправомерного характера, которые не выдвигались к другим странам. В этой ситуации мы считаем, что было бы правильно, чтобы ЕврАзЭС рассмотрело возможность принятия иной схемы выстраивания, в первую очередь, Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Временные перспективы этого носят совершенно ясный практический характер. И затем на этой основе вступление уже в ВТО. Предварительное обсуждение этой темы показывает, что такой подход начинает пользоваться бoльшим пониманием государств-членов ЕврАзЭС, и главы государств в пятницу будут рассматривать именно эту проблематику по пункту 2 повестки дня в плане стратегии и тактики ЕврАзЭС. Это будет главным вопросом.
- Агентство "Интерфакс": Сергей Николаевич, Вы имеете в виду вступление на этой основе в ВТО, т.е. уже Таможенным союзом?
- Мартынов С.Н.: Соответственно.
- Второй национальный телеканал: Вы сказали, что Таможенный союз - это главная цель ЕврАзЭС. А является ли она конечной, и не могла бы "шестерка" каким-то образом углублять интеграцию, скажем, до единого экономического пространства или валютного союза, наподобие ЕС?
- Мартынов С.Н.: Сам по себе Таможенный союз - это чрезвычайно важная цель, которую достичь достаточно нелегко, как мы видим. Отвечая на Ваш вопрос, подчеркну, что основополагающие документы ЕврАзЭС определяют ЕврАзЭС как в конечном итоге именно экономическое пространство. Таким образом, цель движения от Таможенного союза в перспективе к единому экономическому пространству, бесспорно, присутствует. Но подходить к этому, естественно, следует поэтапно. Давайте пройдем все предыдущие ступеньки, прежде чем выйдем на следующий марш.
- Агентство "Интерфакс": Сергей Николаевич, Вы сказали, что сейчас ЕврАзЭС - одна из перспективных и успешных интеграционных структур на постсоветском пространстве. Может быть, имеет смысл для Беларуси изменить экономические и политические приоритеты в большей степени в пользу ЕврАзЭС, особенно учитывая последние, скажем, проблемы в рамках "двойки"?
- Мартынов С.Н.: Я не думаю, что мы должны вести речь об изменении приоритетов. Дело в том, что приоритеты Беларуси в интеграционной и в целом внешнеполитической сферах носят не искусственный характер. Они не взяты, условно говоря, с потолка, а продиктованы, с одной стороны, реальными потребностями жизни, и с другой стороны, реальными возможностями в этой жизни. Поэтому мы исходим из целесообразности сохранения существующих приоритетов, когда "двойка" является, бесспорно, наиболее продвинутой структурой по любым параметрам - от товарооборота до степени согласованности тарифов и т.д. Но при этом мы, естественно, в своей работе идем по принципу "от жизни". Если мы с течением времени увидим, что та или иная интеграционная структура на нашем пространстве является более успешной, естественно, этой структуре будет уделяться больше внимания. Здесь нет никакого наклеивания ярлыков: это важнее, это менее важно. Важно для нас все, что даст результат для народа.
- Газета "Советская Белоруссия": Сергей Николаевич, если с экономикой все более или менее ясно, среднеазиатские рынки для белорусского экспорта очень важны и более тесная интеграция в ЕврАзЭС будет способствовать его увеличению, то, что касается ОДКБ, насколько безопасность Беларуси зависит от безопасности таких членов этой организации, как Таджикистан или Кыргызстан? И общий вопрос - какие цели преследует Минск в этом интеграционном объединении?
- Мартынов С.Н.: На самом деле я думаю, что постановка этого вопроса только на первый взгляд звучит парадоксально: Кыргызстан, Таджикистан… какое нам дело до них, и какое дело им до нас? Все, кто более или менее предметно занимается темой безопасности, понимает, что безопасность неделима. Это - один из принципов построения безопасности. Помимо принципиального отношения к этому вопросу подчеркну, что ведь такие страны, как Кыргызстан, Таджикистан и другие страны только кажутся нам удаленными от нас. Если привести сугубо прагматические примеры: наркотрафик, идущий из Центральной Азии, не из Средней Азии, а из Центральной Азии, транзитом через Среднюю Азию, включая Таджикистан, Кыргызстан, в европейском направлении, затрагивает наши интересы безопасности? Конечно, затрагивает. Террористические элементы, которые также могут идти из того региона мира - центральноазиатского, транзитом через Среднюю Азию. Затрагивает это наши интересы безопасности? Затрагивает напрямую. Это - прямые прагматические моменты, но есть и более широкие моменты: нас всех объединяет то, что мы еще раз называем "единой географией, постсоветским пространством". Ведь это не случайная комбинация государств, которая в свое время была объединена в рамках Советского Союза. Некие формы сосуществования этих государств, какими бы различными они ни были, диктуются историей, географией, интересами и т.д. В интересах Беларуси иметь стабильную Среднюю Азию, т.е. ситуация развивается предсказуемым образом. В интересах Беларуси иметь их как надежных экономических партнеров, потому что, если будут процессы дестабилизации в этих странах, политические или военно-политические, мы потеряем их и как экономических партнеров. И в интересах этих стран, соответственно, иметь стабильную Беларусь во всех отношениях.
Поэтому, возвращаясь к началу Вашего вопроса, понятие неделимости безопасности абсолютно применимо и к пространству ОДКБ, и в этом смысле ОДКБ нам необходима, тем более, в условиях острой, включая и военно-политическую составляющую, конкуренции на глобальном уровне.
Мы все как члены этой организации должны иметь такую организацию, которая в состоянии эффективным образом защитить наши общие интересы на пространстве глобализации.
- Агентство Белапан: Что касается вопроса ОДКБ, как Вы относитесь к созданию сил быстрого реагирования, которые будут участвовать в операциях не только на территории стран-членов организации этого договора, но и на территории третьих стран?
- Мартынов С.Н.: Я думаю, Вы в своем вопросе забегаете вперед, потому что, во-первых, сейчас речь идет применительно к созданию сил быстрого реагирования только к региону Средней Азии и ни к какому другому. Ни о каких третьих странах речь пока не идет. Ну, и применительно в принципе к этой тематике скажу, что Беларусь, естественно, заинтересована в стабильной ситуации. Мы поддерживаем создание такого рода сил реагирования, если в этом заинтересованы страны и соответствующие регионы. Сами мы пока не планируем принимать участие в непосредственном формировании таких сил, считая, что это - задача государств этого региона или субрегиона, если правильно сказать.