Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова российской газете "Время новостей"
- В ближайшее время в Минске состоятся интеграционные мероприятия на высоком уровне. Означает ли это, что Беларусь претендует на роль центра интеграционных процессов на постсоветском пространстве?
- Думаю, что слово "претензия" в контексте понятия интеграции не совсем верное слово, не совсем верный термин, потому что интеграция в нашем понимании - это процесс, от которого, по определению, должны выигрывать все государства, поэтому претензий индивидуальных государств на какую-то особую роль в этом, будь то Беларусь или какое-то иное государство, я думаю, нет, есть общая заинтересованность.
Если мы говорим о Беларуси, то я могу отчетливо сказать, что Беларусь является искренним, убежденным и активным сторонником процесса интеграции.
Далее, если мы вспомним недавнюю или новейшую историю, то ведь Содружество Независимых Государств создавалось на земле Беларуси, и Беларусь была определена в качестве места пребывания штаб-квартиры СНГ. Наверное, это было неслучайное решение, неслучайный выбор: чем-то Беларусь в этом смысле импонирует нашим партнерам по СНГ.
Ну и, наконец, те саммиты, о которых Вы говорили и которые будут проходить в этом году, это и саммит ЕврАзЭС, и саммит ОДКБ, и саммит СНГ, проведение которых в Минске мы сердечно приветствуем, мы будем рады увидеть здесь своих коллег из всех других государств, проведение этих мероприятий на высшем уровне в Минске, наверное, тоже является отражением позитивного восприятия усилий Беларуси в области интеграции. Я думаю, так будет правильно сформулировать этот вопрос.
- Каковы приоритеты Минска в сфере интеграции? Как известно, она носит разноуровневый характер.
- Мы не определяем конкретных приоритетов между различными уровнями интеграции, будь это СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, "Двойка" и т.д. Думаем, что какое-либо закрепление табличек с номерами приоритетов на этих уровнях было бы неправильным. Наверное, жизнь покажет, какая из этих форм явится наиболее эффективной и успешной. Пока реальная ситуация такова, что наиболее продвинутые и наиболее эффективные отношения - это, бесспорно, отношения "Двойки": Россия - Беларусь.
Что касается в целом наших приоритетов в процессе интеграции, то, бесспорно, наиболее важный приоритет - это благосостояние людей. Интеграция важна не сама по себе. Она важна для чего-то. Она нужна для людей, для благосостояния людей, для удобства и качества жизни людей, для свободы людей, свободы передвижения людей, для полноты их жизни во всех смыслах. Это первый и главный приоритет интеграции.
Кроме того, все мы живем в непростом мире в эпоху глобализации, и совершенно очевидно, что вряд ли реально отдельно взятому государству или отдельно взятым государствам без серьезных интеграционных процессов по-настоящему защитить и обеспечить свои интересы в таком сложном мире. Любому государству это сложно, даже такому крупному, великому государству, как Россия.
В этой связи интеграция в нашем понимании должна служить обеспечению внешних интересов соответствующей группы государств. Это - интересы непосредственной безопасности. Здесь вступает в силу соответственно военно-политическая интеграция. Защита таких интересов абсолютно необходима в условиях и новых угроз, и продолжающих, к сожалению, существование в мире, условно говоря, старых угроз.
И это, конечно, вопросы экономической безопасности, экономической конкуренции в условиях глобализации. Наше пространство, наша география, на наш взгляд, имеет все шансы быть не догоняющим или вечно догоняющим в процессе мировой конкуренции по сравнению с другими интеграционными образованиями. У нас, мы убеждены, есть все основания, все возможности, не только шансы, достичь по-настоящему успешной интеграции на нашем пространстве. Мы обладаем всеми необходимыми условиями для того, чтобы наша интеграция была не менее эффективной, чем, скажем, Европейский Союз.
Когда мы говорим об интеграционных образованиях и конкурентоспособности, защите наших интересов этого образования на международной арене, речь, конечно, не идет о противостоянии тому же Евросоюзу или кому-либо еще. Напротив, мы заинтересованы в тесном взаимодействии с другими интеграционными образованиями, в том числе и на уровне наших интеграционных образований, т.е. на каком-то отрезке времени, когда у нас будут эффективно действующие интеграционные образования, было бы, наверное, правильно говорить о том, что мы условно называем интеграция интеграций, взаимодействие между интеграционными пространствами. Примерно таково наше видение этих процессов.
- Как в ближайшей перспективе будут развиваться отношения в рамках Союза России и Беларуси?
- Я думаю, отношения в рамках Союза Беларуси и России должны и будут развиваться на прочной и солидной основе существующего договора между Беларусью и Россией о создании Союзного государства. Всё необходимое в этом договоре есть: и в политической, и в экономической сфере.
Для того чтобы это развитие было успешным, мы обязаны, прежде всего, четко руководствоваться на практике тем, что мы предусмотрели в наших взаимных договорных обязательствах, и дальше действовать, что называется, от жизни: идти тем путем, который подсказывает жизнь, строить те конструкции, которые жизнеспособны и эффективны. Если мы будем идти этим путем, а мы пока уверенным, спокойным шагом идем именно в таком направлении, то и дальнейший успех нашей интеграции обеспечен. Я подчеркиваю "дальнейший", потому что до сих пор мы являемся с вами свидетелями весьма значительного успеха.
- Каковы планы Минска по сотрудничеству с такими организациями как Движение неприсоединения?
- Вы знаете, Беларусь, если я не ошибаюсь, уже 8 лет является полноправным членом Движения неприсоединения, и, собственно, этим и определяются наши планы.
Та встреча, о которой Вы упомянули, это была встреча министров иностранных дел Движения неприсоединения. Беларусь была, кстати, вице-председателем этой встречи в Малайзии. В ходе встречи обсуждалась фактически вся повестка дня Движения неприсоединения. И эта встреча была важнейшим элементом подготовки к проведению саммита Движения, который состоится в сентябре нынешнего года в Гаване.
Если мы говорим о нашем видении основных задач Движения неприсоединения, то, наверное, я сформулировал бы две: первая - это необходимость активного участия Движения в трансформации мира от однополярного устройства к многополярному, в котором Движение неприсоединения могло бы играть заметную роль одного из мировых центров силы, и вторая, которая, собственно говоря, вытекает из первой, - обеспечение роли и весомого голоса Движения неприсоединения в мировых делах. Это те вопросы, на которых мы, в частности, акцентировали внимание наших коллег по Движению неприсоединения в ходе минувшей министерской встречи.
- Возможно ли в перспективе объединение Беларуси с новыми центрами силы, о которых говорил Александр Лукашенко в своем Послании к Парламенту, для поддержания мира и противостояния влиянию со стороны США?
- Бесспорно, Беларусь заинтересована во взаимодействии с различными центрами силы, в том числе с новыми и старыми центрами силы, и это - естественная и понятная позиция.
Я бы также счёл, что термин "противостояние" здесь неуместен. Мы ведем речь действительно о необходимости перехода к многополярному миру и в рамках усилий по такому переходу готовы взаимодействовать со всеми, в том числе и с Соединенными Штатами Америки, если их политика будет политикой заинтересованности в создании более стабильного многополярного мира, чем мира нынешнего. И, естественно, и в рамках процесса трансформации мира в направлении многополярности, который, естественно, не будет одномоментным и не будет быстрым и простым, и в рамках многополярного мира, к которому, бесспорно, движется человечество, Беларусь будет взаимодействовать со всеми теми, кто заинтересован в стабильном и справедливом мироустройстве.
7 июня 2006 года