Стенограмма подхода к прессе Министра иностранных дел В.Макея по итогам участия в заседании Совета постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ (28 января 2021 г.)
Уважаемые друзья!
Сегодня в Исполкоме Содружества Независимых Государств проходит первое в этом году заседание Совета постоянных полномочных представителей государств-участников СНГ при уставных и других органах Содружества.
Тот факт, что наша страна в юбилейный год 30-летия СНГ приняла председательство в Организации, придает мероприятию особое значение. Беларусь находилась у истоков создания СНГ и принимала активное участие в его становлении. Белорусская сторона высоко ценит потенциал СНГ в качестве сложившейся современной региональной организации и уникальной диалоговой площадки, учитывающей интересы государств-участников.
Поэтому все наши усилия должны быть направлены на достижение общей цели – региональной консолидации и прогресса, повышения благосостояния граждан наших стран.
На сегодняшнем заседании были представлены ключевые акценты белорусского Председательства. Я не буду детально останавливаться на конкретных направлениях нашей работы: их около полутора десятков. Они изложены и в брошюре, и размещены на сайте Исполкома СНГ и Министерства иностранных дел, и вы можете детально ознакомиться с ними.
Будет начата реализация основных программных документов, принятых в прошедшем году – Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ.
Серьезное внимание будет уделяться вопросам укрепления торгово-экономического сотрудничества, дальнейшей экономической интеграции.
По этому направлению мы предложили нашим партнерам сконцентрироваться на укреплении зоны свободной торговли товарами, сокращении барьеров и ограничений во взаимной торговле, формировании общих рынков энергоресурсов и агропромышленной продукции.
Мы приложим максимум усилий для завершения работы по проекту Соглашения о свободной торговле услугами. Степень его готовности высока, и надеемся, что в этом году это соглашение будет подписано. И по аналогии с соглашением по товарной части оно упростит взаимную торговлю между поставщиками услуг и будет содействовать привлечению взаимных инвестиций на пространстве СНГ.
В рамках председательства будет уделено особое внимание развитию сотрудничества государств – участников СНГ с различными интеграционными объединениями, в частности, ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Исходим из того, что сегодня необходим поиск объединяющей повестки, новых идей, разделяемых широким кругом государств и организаций.
Мы постараемся более активно задействовать и межотраслевые органы Содружества, ресурс которых имеет серьезный потенциал.
Традиционно в рамках белорусского председательства будет уделено значительное внимание мероприятиям. Всего в плане их 100, но особое внимание мы планируем уделить мероприятиям гуманитарного характера (их порядка 30). Мы будем стремиться укрепить гуманитарные связи, расширить контакты в научных областях, сферах образования, здравоохранения, информации, культуры, спорта и туризма, и в сфере работы с молодежью.
Запланирована организация более 20 различных тематических форумов, специализированных выставок.
Несомненно, повестка нашего председательства включает актуальные вопросы международной безопасности и повышение международного авторитета Содружества.
Важное значение для реализации намеченной программы будут иметь запланированные на этот год встречи на высшем и высоком уровнях и в первую очередь – юбилейное заседание Совета глав государств СНГ в октябре этого года в г.Минске, в ходе которого ожидается принятие знаковых документов, направленных на дальнейшее развитие СНГ.
В целом мы нацелены на очень активное взаимодействие с нашими партнерами. Я сказал, что без их активного участия, без их активной поддержки мы не сможем реализовать те программы и планы, которые намечены нами на период белорусского председательства. Мы договорились о том, что будем встречаться регулярно, договорились о том, что МИД окажет максимальную поддержку деятельности Совета постпредов и нацелит другие наши отраслевые министерства и ведомства на динамичное сотрудничество и взаимодействие с СНГ и Советом постпредов в целях выполнения задач, поставленных перед нашим председательством.
Спасибо!
Агентство «БелТА»: Сегодня все же приходится порой слышать скептические отзывы о роли и полезности СНГ. Хочу задать вопрос обоим участникам: что же все-таки, на ваш взгляд, самое главное, самое важное, самое необычное в концепции белорусского председательства, что могло бы дать новый импульс организации?
В.Макей: Практически нечего добавить к тому, что уже сказал Сергей Николаевич. Действительно, что касается внешних условий, нам придется работать в непростых эпидемиологических, военно-политических, экономических условиях, в условиях попыток внешнего вмешательства во внутренние дела конкретных государств и во многие дела нашей организации.
Разрабатывая Концепцию, мы не старались изобрести что-то такое, что могло бы удивить наших партнеров, удивить мир, и не стремились создать что-то необычное. Да и сложно создать, потому что суть любого интеграционного процесса состоит в повседневной, рутинной работе, направленной в нашем случае, что касается Содружества, на создание единого, общего, объединяющего экономического пространства, военно-политического пространства, пространства в сфере безопасности. Поэтому мы исходили из того, что наша концепция и план по ее реализации должны носить конкретный, прагматичный, заземленный, результативный характер. И все наши мероприятия нацелены на достижение конкретного результата в конкретных сферах, но эти результаты должны быть, в первую очередь, осязаемы для наших граждан. Будет жить гражданин лучше – значит мы достигли успеха.
Поэтому я бы не сказал, что в нашей концепции есть что-то сверхнеобычное. Может быть, одной из таких новаций является то, что мы очень акцентированно обратили внимание на необходимость и целесообразность более тесного взаимодействия СНГ с другими партнерскими организациями, структурами ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. И нашу идею поддержали сегодня представители всех государств.
Поэтому еще раз подчеркну, что мы не старались изобрести что-то необычное, но важно, что мы попытались, как всегда, разработать все эти программные документы таким образом, чтобы они принесли конкретную отдачу для конкретного человека.
ТВ «Беларусь 1»: Касательно санатория «Беларусь» в Друскининкае. Его работники оказались в достаточно тяжелом положении, фактически без средств к существованию из-за санкций ЕС и позиции литовской стороны. МИД Беларуси обещал следить за ситуацией. Может быть есть какие-то новости о том, как там обстоят дела?
В.Макей: Да, мы конечно же следим за ситуацией. Сергей Николаевич уже вкратце коснулся того, что нам придется жить и в этом году в непростых условиях, связанных с попытками санкционного давления на отдельные страны и на некоторые международные и региональные структуры в целом.
Что касается данной темы, ситуации с санаторием в Друскининкае, то конечно же мы продолжаем отслеживать ситуацию и пытаемся урегулировать ее. Некоторое время назад, когда зашел разговор со стороны наших европейских партнеров о том, что надо ввести санкции по отношению к Беларуси, звучала четкая мысль о том, что эти санкции не должны оказать влияние на простого человека, на людей, на народ Беларуси, на представителей других стран.
Что мы видим сегодня? Что эти 400 человек, 350 граждан Литвы оказались в таком бесправном положении. С одной стороны, говорят о необходимости защиты прав человека, а с другой стороны просто выбрасывают их на улицу. Да, с каким-то трудом удалось урегулировать выплаты по зарплате за декабрь прошлого года, но сейчас этим гражданам предлагают уйти с работы, уволиться и искать какие-то другие возможности для трудоустройства. И это в 13-тысячном городе, где 2 тысячи безработных, плюс еще добавляются 350 человек литовских граждан к этой цифре.
Вы знаете, для меня это верх лицемерия и двуличия: заявляя с одной стороны о необходимости защиты прав человека, с другой стороны принимаются конкретные решения, направленные на то, чтобы создать негативную ситуацию для рядовых граждан, и тем самым якобы вызвать протестные настроения по отношению к властям Беларуси и, таким образом, свергнуть так называемый режим (о чем они говорят). Абсолютно, как я уже сказал, лицемерный и двуличный подход.
Более того, белорусские представители, белорусские гастролеры, которые разъезжают по европейским городам и весям, призывают уже полгода к введению очередных санкций против страны и против белорусского народа. И, когда возникла эта ситуация с санаторием в Друскининкае, сразу же попытались откреститься от того, что они виноваты, сказав: «Нет, это власти Беларуси виноваты. Мы тут не при чем. Это власти Беларуси во всем виновны». Театр абсурда.
Более того, мы видим, что налицо попытки откровенной лжи. Говорят, что в прошлом году этот санаторий не работал из-за пандемии. 8 тысяч человек прошло оздоровление в этом санатории, из них полторы тысячи детей, из них почти 200 детей-инвалидов. Вот на одной чаше весов заявления о соблюдении прав человека, на другой чаше весов – реальная картина, связанная с тем, как они заботятся о конкретных гражданах, о детях, и в том числе о детях-инвалидах.
Мы конечно же пытаемся найти решение этого вопроса, и я думаю, что рано или поздно мы его найдем, и мы не оставим в беде наших граждан и наш санаторий. Но, к сожалению, должен сказать, что на данном этапе есть ряд сложностей, связанных с позицией и Брюсселя, и Вильнюса. При этом Брюссель говорит, что вы должны решать это на двусторонней основе с Вильнюсом, Вильнюс говорит, что нет, это решение принято в Брюсселе, и мы не можем повлиять на него. Получается заколдованный круг. Вот она реальная забота о правах человека в действии.
Но я еще раз хотел бы заверить вас, что мы постараемся найти решение этого вопроса, как и других вопросов, связанных с введением некоторых ограничительных мер по отношению к Беларуси, по отношению к отдельным лицам и компаниям Беларуси.
Агентство «РИА Новости»: На прошлой неделе в преддверии акций протеста в России Посольство США опубликовало информацию, где были указаны места и время сбора протестующих. В этой связи российский МИД заявил о том, что данные действия являются вмешательством в дела Российской Федерации. Как эту ситуацию видят в МИД Беларуси и в Исполкоме СНГ?
В.Макей: Очень кратко. В международной практике есть очень четкие критерии того, что подразумевается под внешним вмешательством во внутренние дела. Так вот, публикация той информации, которую Вы упомянули в своем вопросе, является, с нашей точки зрения, однозначным вмешательством во внутренние дела.
Мы тоже в своей истории сталкивались с подобного рода фактами. Когда в период обострения, скажем так, попыток насаждения со стороны наших западных партнеров так называемой демократии в Республике Беларусь представители дипломатических учреждений, которые аккредитованы здесь, не только призывали к участию в каких-то акциях, но и сами участвовали в них. Естественно, мы вынуждены были реагировать на подобные факты очень жестко. И так будет впредь.
Более того, мы и сейчас видим, что некоторые послы, представляющие Европейский союз, размещают у себя информацию (посты) конкретно антигосударственной направленности. Мы пока не реагируем на эти факты, но отслеживаем их. Будьте уверены, что мы дадим очень конкретную, предметную и жесткую оценку такого рода фактам.
Посол любой страны должен способствовать развитию сотрудничества страны, которую он представляет, со страной, в которой он находится, сближению стран и народов. Если этого не происходит, если посол однозначно занимает линию, направленную против властей страны, в которой он находится – значит, это не тот посол или такой посол не должен занимать соответствующую должность. Это к вопросу относительно того, как мы рассматриваем подобного рода факты.
Что касается ситуации в России, мы абсолютно поддерживаем наших российских друзей в их попытках навести законный порядок и предотвратить любое вмешательство извне, которое направлено на дестабилизацию обстановки в обществе и государстве. Здесь мы солидарны с нашими друзьями и однозначно будем поддерживать их.
TUT.BY: Вы говорите, что поддержите, конечно же, сотрудников санатория «Беларусь» и предприятия. При этом внутри страны происходят совершенно страшные вещи. Например, сегодня была информация, что на Окрестина в шестиместной камере находятся 24 женщины, которые спят на полу. А человек с голосом замминистра внутренних дел Карпенкова заявляет, что в стране нужно строить концлагеря для политзаключенных. Как Вам кажется, все эти идеи и все то, что происходит в стране как-то укрепит имидж Беларуси на международном пространстве. И как Вы относитесь к идее строить лагеря для тех, кто осужден по «политическим» статьям?
В.Макей: Я, как любой дипломат, привык доверять конкретным фактам и аргументированной информации. Я понимаю, что можно, как у нас сейчас модно, не доверять официальной информации, официальным данным. Но, зная как ведут себя различные Телеграм-каналы, какую информацию доводят до наших европейских, западных партнеров оппоненты власти, я должен сказать, что абсолютно не верю тем измышлениям и фейковым новостям, которые исходят из уст оппонентов власти. Поэтому, прежде чем приводить какие-то вымышленные факты и информацию, надо детально разобраться.
Я когда-то сказал, что не склонен думать, что все в Беларуси идеально. Есть и у нас много над чем работать, что совершенствовать. Но подобного рода вещи должны происходить не под диктовку внешних кураторов, не под давлением улицы, не через революцию, которая несет только кровь и слезы, а в рамках закона.
Может быть, совершенствование, развитие общества и государства займет больше времени. Может быть, больше потребуется усилий. Но разрушить все до основания можно моментально – все то, что было достигнуто за всю предыдущую 30-летнюю историю нашей независимости. Кто создавать будет Каким образом мы будем создавать новое государство на руинах разрушенного? Ответа от оппонентов власти я, к сожалению, до сих пор не услышал. Санкции, убрать, уничтожить, снести и так далее и тому подобное.
Знаете, я сегодня это называю «бесчинствующая демократия». Да, я знаю, что после этого ряд выпадов в мой адрес будет звучать, но, зная многих людей, которые находятся там за рубежом, зная то, что они говорят и что предлагают в отношении Беларуси и белорусского народа, я убежден, что в случае прихода таких людей к власти, это будет «фашиствующая демократия».
МИА «Россия сегодня»: Владимир Владимирович, быть может, мой вопрос не совсем по компетенции, но, все же, на каком этапе и с какими странами Беларусь ведет переговоры о закупке вакцины от коронавируса?
В.Макей: Нет, МИД занимается этим вопросом, потому что мы вместе с Минздравом очень плотно работаем с конкретными компаниями-производителями. А это и российская компания, и китайская компания, и американские компании, и компании других стран – все компании, где производятся вакцины.
Я некоторое время назад с удивлением прочитал о том, что некоторые оппоненты власти, которые находятся там за границей, договорились с Европейской комиссией о том, что она окажет помощь в вакцинации белорусских граждан. Смешно просто слышать подобного рода утверждения. Потому что Европейская комиссия сама не может у себя в Европейском союзе разобраться с вакцинацией граждан. Буквально вчера, по-моему, прозвучала информация о том, что уже протест заявили компаниям-производителям относительно того, что они не поставляют необходимое количество вакцин.
Я бы предложил лучше выделить часть тех десятков миллионов, которые сегодня выделяются на благополучие беглых гастролеров, на реальную конкретную закупку вакцин для Беларуси.
Что касается деятельности властей, Правительства Беларуси, то есть четкая стратегия работы в этом плане. Мы очень плотно работаем с нашими российскими партнерами. Уже поставлена первая партия, по-моему, более 20 тысяч доз вакцины «Спутник-V» в Беларусь. Идет вакцинация, в первую очередь, медицинских работников. Есть уже договоренность о поставке в первом квартале почти 200 тысяч доз вакцины для общей вакцинации граждан.
Мы плотно работаем с китайскими партнерами. Буквально пару дней назад руководители наших государств обсуждали этот вопрос. Китай готов предоставить определенную партию вакцины безвозмездно. Есть договоренность и понимание относительно того, что нам будет оказана помощь в закупке у конкретных китайских компаний тех вакцин, которые они производят.
Мы очень плотно контактируем и с производителями других вакцин.
Здесь, к сожалению, мы видим проблемы и трудности, с которыми сталкиваются эти производители: не могут произвести необходимое количество вакцины так оперативно, но работа в этом направлении ведется.
Буквально вчера или позавчера, может быть, слышали заявление Президента Сербии относительно того, что в этой сложной ситуации, когда должна быть выстроена четкая стратегия и когда, скажем так, более развитые страны должны подумать о том, как оказать помощь менее развитым или неразвитым странам, сейчас каждый думает, к сожалению, о себе. Об этом, кстати, говорил и Генеральный секретарь ООН. Президент Сербии четко обвинил богатые страны в том, что они наплевали на всех остальных и заботятся только лишь о собственном благополучии. Вот, скажем так, подлинное лицо государств, которые привыкли называть себя образцом демократии. Он сравнил нынешнюю ситуацию с Титаником, когда богатые уже заранее подготовили себе шлюпки, лодки и они спасаются, а остальные могут тонуть в этом бушующем «пандемическом» море.
Еще раз повторюсь: мы плотно работаем с Минздравом, есть четкие планы и концепция по вакцинации граждан. К сожалению, не все так быстро движется как хотелось бы, но будьте уверены, несмотря на любые попытки санкционного противодействия, руководство Беларуси сделает все для того, чтобы в этом году обеспечить полноценную вакцинацию граждан.
Агентство «ТАСС»: Владимир Владимирович, рассчитываете ли Вы на изменение фона белорусско-американских отношений с приходом новой администрации США? Как Вы полагаете в текущем году смогут ли послы обеих стран вернуться в столицы друг друга и как решается вопрос с кандидатурой белорусского Посла в США?
В.Макей: Мы обратили внимание на то, что с приходом новой администрации в США появились некоторые позитивные моменты в сфере безопасности. Я имею в виду, в первую очередь, контакты между Россией и США по продлению Договора о стратегических наступательных вооружениях. Ведется разговор, насколько мне известно, и по Договору по открытому небу. Все это внушает определенный осторожный оптимизм. Мы, кончено же, поддержим подобного рода усилия, которые будут способствовать большей стабильности, спокойствию и безопасности в нашем регионе и в мире в целом.
Что касается перспектив наших отношений с США, мы всегда говорили о том, что мы нацелены на равноправное, плодотворное, тесное и конструктивное взаимодействие. Мы понимаем какую роль играют Соединенные Штаты сегодня в мире, мы понимаем, что это супердержава номер один, поэтому мы заинтересованы в наличии нормального, конструктивного взаимодействия с этим государством.
С учетом того, что мы, возможно, несколько по-разному воспринимаем приоритеты нашего сотрудничества, взаимодействия, а также с учетом, что, как нам кажется, некоторые наши западные партнеры необъективно оценивают происходящие процессы в Беларуси мы, конечно же, не исключаем, что могут быть определенные трудности в плане выстраивания нормальных взаимоотношений с Соединенными Штатами Америки. Но еще раз повторюсь: мы заинтересованы в том, чтобы иметь очень тесные, нормальные торгово-экономические, политические и иные взаимоотношения с этим государством.
Что касается прибытия послов, то мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы иметь такой важный канал связи как наличие посла в наших обоих государствах. Мы заинтересованы в прибытии американского посла в Беларусь и заинтересованы конечно же в том, чтобы как можно скорее наш посол был направлен в Соединенные Штаты Америки. К сожалению, вы знаете, в прошлом году скончался наш посол, который был назначен ранее, Олег Иванович Кравченко. Но сейчас мы работаем над кандидатурой нового посла. В принципе уже несколько кандидатур есть. Мы будем докладывать наши предложения Главе государства. И я думаю, что в ближайшее время мы определимся с этой кандидатурой. Но еще раз повторюсь, что мы заинтересованы в том, чтобы послы наших государств находились в наших столицах, с таким пониманием, что послы должны способствовать укреплению сотрудничества, укреплению отношений между нашими странами.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by