Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова для представителей СМИ по итогам состоявшегося в Минске 28 ноября саммита СНГ
- Мартынов С.Н.: Добрый день всем. Я хотел сказать несколько слов о завершившемся вчера в Минске большом международном мероприятии. Саммит глав государств Содружества Независимых Государств был фактически юбилейным саммитом в год 15-летия Содружества Независимых Государств. И в этой связи было естественным, что центральным вопросом этого саммита стал вопрос дальнейшей судьбы, дальнейшего направления развития самого Содружества.
Вы знаете, что накануне саммита и экспертами, и государствами высказывались различные точки зрения относительно Содружества как организации и различные взгляды на ее будущее. В этой связи по решению предыдущего, Казанского саммита была создана Группа высокого уровня – группа независимых экспертов, которые разработали и представили вчера главам государств доклад о Содружестве Независимых Государств с точки зрения его реформирования и его будущего.
Хочу подчеркнуть, что по итогам состоявшегося обсуждения главы государств пришли к единой точке зрения о том, что СНГ необходимо, что СНГ продолжит существовать и о том, что СНГ необходимо развивать, в том числе, в дополнительных новых направлениях. Это, бесспорно, главная констатация и главное принципиальное содержание саммита. Все разговоры о том, что СНГ прекращает свое существование, что оно скорее мертвое, чем живое, после саммита не имеют ни политических, ни юридических оснований.
Понимание состоит в том, что СНГ является структурой, обеспечивающей, извините за тавтологию, инфраструктурное единство пространства, на котором живут и развиваются входящие в него государства. Еще раз повторюсь: СНГ – это образование, которое обеспечивает инфраструктурное единство этого пространства. Ходят поезда, идут самолеты, существуют стандарты, люди пересекают границы, люди учатся и работают в различных странах, имеют доступ к социальному обеспечению – это всё работа СНГ.
Направления, на которых работает СНГ, и роль СНГ – фактически безальтернативны. Это и зона свободной торговли, это и система ПВО, это и взаимодействие в гуманитарной сфере, которое, очевидно, должно нарастать дальнейшими направлениями взаимодействия: и в социальной сфере, в сфере правовой, межрегиональной, которое [взаимодействие], кстати говоря, предлагала Республика Беларусь, и эти инициативы были поддержаны саммитом и сопровождавшими его мероприятиями.
Ну и, наконец, СНГ не имеет альтернативы в качестве политической площадки для взаимодействия и совместной работы лидеров государств его составляющих. И вчерашний Минский саммит был этому самым наглядным подтверждением. Наряду с почти трехчасовым общением глав государств в многостороннем формате на совещании в узком кругу, в ходе саммита и после него состоялось большое количество двухсторонних встреч глав государств, причем встреч, которые вне рамок саммита, возможно, были бы чрезвычайно затруднительными.
Таким образом, сам факт вчерашней большой суммы переговоров подчеркивает и доказывает то, чтo для глав государств СНГ необходимо. Об этом также вчера сказал председательствующий в СНГ Президент Казахстана Назарбаев в своей итоговой конференции.
Президент Беларуси по завершении саммита провел двустороннюю встречу с Президентом России. Встреча была чрезвычайно насыщена по содержанию: были обсуждены все главные вопросы, которые существуют в настоящее время в экономических отношениях между Беларусью и Россией. Это и газовая тематика, и тематика нефти, и тематика двусторонних торговых мер и действий. С точки зрения атмосферы эта встреча была чрезвычайно конструктивной. Президенты по всем рассмотренным вопросам нашли понимание относительно дальнейшего алгоритма и принципов действий и работы. Эти алгоритм и принципы будут реализовываться соответствующими командами переговорщиков, которые работают в настоящее время, как вы знаете, над всеми этими темами.
Таким образом, вчерашняя встреча президентов двух государств подтвердила и закрепила стратегическое взаимодействие Беларуси и России на всех названных направлениях. Вы знаете, что энергетическая тема, которая обсуждалась вчера президентами, естественно, является чрезвычайно важной для любого государства. Является она важной и для Беларуси.
Многие из вас, очевидно, знают, что на протяжении последних двух лет в нашем государстве были приняты серьезные решения стратегического характера о необходимости обеспечения энергетической безопасности Беларуси, утверждена Концепция энергетической безопасности Беларуси. Под нее разработана и осуществляется Программа обеспечения энергетической безопасности.
Развивая стратегическое сотрудничество с Россией в энергетической области, определяя его основы на будущее, мы стремимся также искать дополнительные источники и маршруты получения необходимых нашей экономике энергетических ресурсов. В этом отношении Беларусью ведется работа с рядом государств.
В рамках этой работы вчера состоялась рабочая встреча президентов Беларуси, Азербайджана и Украины, которая была посвящена обсуждению взаимодействия этих государств в энергетической сфере. Президенты пришли к выводу о том, что есть и возможности такого взаимодействия, и серьезный потенциал взаимодействия в энергетической сфере. Обсуждались темы поставки нефти, переработки нефти, обсуждались темы поставок и транзита электрических ресурсов и обсуждались темы перспектив по газовому направлению. Работа на этом направлении будет продолжена и является одним из элементов многолетней системной работы Беларуси над темой энергетической безопасности вкупе с развитием переговоров и договоренностей с Россией, по которым вчера, как я уже подчеркнул, у двух президентов было достигнуто весьма важное понимание.
Хочу также подчеркнуть, что вчерашние встречи в рамках саммита, фактически, вышли в своем значении за рамки СНГ и не только применительно к энергетическому аспекту, где понятно широкое региональное звучание тем, обсужденных на встречах президентов Беларуси, России, Азербайджана, Украины.
Вчера в рамках Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении. На эту встречу, которая была открыта российским сопредседателем Минской группы, прибыл также действующий председатель ОБСЕ, Министр иностранных дел Бельгии де Гюхт, который находился вчера в этой связи в Минске. Состоялась также моя встреча с де Гюхтом в его качестве Действующего председателя ОБСЕ.
Подводя итог своему вступительному слову, хочу сказать, что вчерашний саммит, по единодушной оценке всех его участников, был не только своевременным, не только полезным: на нем были приняты принципиально важные для будущего СНГ решения во многих сферах.
- Агентство «Интерфакс-Запад»: Вы очень убедительно рассказали нам о судьбах СНГ, и мы в принципе согласны с этим. Но журналисты, к сожалению, ожидая каких либо решений по реформированию Содружества, так и не услышали о каких-то конкретных шагах, которые предлагаются в самое ближайшее время, кроме уверений всех глав государств, что им необходима эта структура.
В результате такого определенного информационного голода мы видим, что все российские федеральные СМИ показывают вчерашний саммит исключительно в одном ракурсе – скандальном. Но никак не говорят о том, какие конкретные шаги мы будем предлагать в рамках реформирования СНГ, хотя бы в ближайший год. Может быть, Вы бы пояснили, потому что нам в этом вопросе важно видеть перспективы.
- Мартынов С.Н.: Явный дисбаланс во вчерашней презентации саммита в некоторых средствах массовой информации говорит, на мой взгляд, просто об их недостаточной серьезности. Сводить саммит к тому, что они назвали «скандалом», – чего, собственно говоря, никто, кроме вовлеченных в него журналистов, не заметил, – по меньшей мере, некорректно, если не говорить больше.
Теперь по существу дела. Я намеренно не вхожу в какую-то конкретику реформирования, хотя хочу заверить вас: она присутствует и присутствует очень серьезным образом, прежде всего, в докладе группы экспертов высокого уровня или тех, кого мы на профессиональном жаргоне называем «группой мудрецов».
Я не называю эти конкретные предложения (хотя они там есть) хотя бы по той простой причине, что не я – «хозяин» доклада. «Хозяин» доклада – «группа мудрецов», и когда они его сделают публичным, то в соответствии с этим их решением вы их и увидите.
Главный вывод доклада, о котором я вполне имею право сказать, состоит в том, что, собственно, я уже сказал: СНГ необходимо, СНГ безальтернативно, оно должно существовать.
А применительно к конкретике (как будет реформироваться СНГ), я вам тоже достаточно, по-моему, прозрачно сказал, что будут существующие направления и будут новые направления. Организационная форма, в которой будет протекать дальнейшая работа, определена вчерашним саммитом. Будет создана межведомственная рабочая группа, которую возглавят заместители министра иностранных дел, которая на основе доклада и имеющихся предложений государств к 1 июня следующего года должна будет подготовить документ под названием «Проект концепции развития СНГ», который затем и будет рассмотрен. Вот там уже и будет та конкретика, которая будет согласована государствами.
- Агентство «Интерфакс-Запад»: Следующий саммит будет юбилейным. Будут ли встречаться главы государств в Казахстане?
- Мартынов С.Н.: Вчера саммитом были приняты решения о следующих встречах глав государств: официальная встреча состоится в Душанбе.
Неофициальная встреча глав СНГ – это, кстати говоря, одна из новых форм работы, которые уже начинают применяться на практике, и будут применяться, очевидно, дальше, – состоится в Санкт-Петербурге в июне.
- Газета «Время новостей»: Скажите, пожалуйста, по поводу предстоящего сотрудничества Беларуси с ОБСЕ. Были ли у Вас какие-то обсуждения, чтобы можно было говорить о новом этапе сотрудничества.
- Мартынов С.Н.: Обсуждения, которые состоялись с Министром де Гюхтом, касались некоторых деталей нашего взаимодействия с ОБСЕ и также предстоящего в понедельник-вторник на следующей неделе совещания министров иностранных дел ОБСЕ, которое состоится в Брюсселе.
В отличие от СНГ, в ОБСЕ эпохального ничего не происходит.
- Агентство «Рейтер»: По итогам вчерашней трехсторонней встречи можно ли оценить, насколько серьезную альтернативу могут составить поставки каспийской нефти поставкам российской нефти и насколько реальна унификация с Украиной тарифов на транзит газа?
- Мартынов С.Н.: Я думаю, что вы используете не совсем корректный термин. Если вы обратили внимание на то, что я говорил, – я использовал другой термин, он звучит как «дополнительные источники и маршруты поставки». И в этом есть принципиальная разница, потому что мы не ищем замены российской нефти и газу, это было бы, наверное, как минимум недальновидно. Но мы обязаны, как и любое государство, думая об энергетической безопасности своей страны, расширять количество опор, на которых эта энергетическая безопасность зиждется.
В этом смысле предварительные оценки, которые существуют на экспертном уровне, показывают, что сотрудничество по линии Азербайджан – Украина – Беларусь может быть достаточно существенным, для того чтобы представлять интерес для всех трех государств.
Что касается тарифов на газ, то это настолько узкоспециальный и детальный вопрос, по которому я просто не буду вдаваться ни в какие комментарии.
- Газета «Советская Белоруссия»: Хотелось бы уточнить по встрече В.В.Путина и А.Г.Лукашенко. Вчера Владимир Путин своим журналистам в аэропорту немного прокомментировал итоги встречи. Он говорил, в частности, о результатах, которые были достигнуты, о судьбе «Белтрансгаза». Может быть, Вы нам тоже как-то уточните, какие результаты были достигнуты. И цифры, если можно.
- Мартынов С.Н.: Президенты подтвердили имеющуюся договоренность и готовность обеих сторон к созданию совместного предприятия между «Белтрансгазом» и «Газпромом» по принципу «пятьдесят на пятьдесят». Сейчас мы подходим к ответственному этапу в финализации переговоров на эту тему.
Переговоры сейчас проходят в интенсивном режиме. Переговоры в конечном итоге будут опираться на независимую оценку на основе усилий, предпринятых оценщиком, с которым согласились обе стороны.
Обе стороны – и это, кстати говоря, вчера было подчеркнуто обоими президентами в ходе встречи – рассчитывают, что к 1 января договоренность должна быть достигнута. Параметры этой договоренности: цифры, точки, запятые, нули – это всё у переговорщиков.