Размер шрифта:

Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова для представителей СМИ по итогам состоявшегося в Минске 28 ноября саммита СНГ

Мартынов С.Н.: Добрый день всем. Я хотел сказать несколько слов о завершившемся вчера в Минске большом международном мероприятии. Саммит глав государств Содружества Независимых Государств был фактически юбилейным саммитом в год 15-летия Содружества Независимых Государств. И в этой связи было естественным, что центральным вопросом этого саммита стал вопрос дальнейшей судьбы, дальнейшего направления развития самого Содружества.

Вы знаете, что накануне саммита и экспертами, и государствами высказывались различные точки зрения относительно Содружества как организации и различные взгляды на ее будущее. В этой связи по решению предыдущего, Казанского саммита была создана Группа высокого уровня – группа независимых экспертов, которые разработали и представили вчера главам государств доклад о Содружестве Независимых Государств с точки зрения его реформирования и его будущего.

Хочу подчеркнуть, что по итогам состоявшегося обсуждения главы государств пришли к единой точке зрения о том, что СНГ необходимо, что СНГ продолжит существовать и о том, что СНГ необходимо развивать, в том числе, в дополнительных новых направлениях. Это, бесспорно, главная констатация и главное принципиальное содержание саммита. Все разговоры о том, что СНГ прекращает свое существование, что оно скорее мертвое, чем живое, после саммита не имеют ни политических, ни юридических оснований.

Понимание состоит в том, что СНГ является структурой, обеспечивающей, извините за тавтологию, инфраструктурное единство пространства, на котором живут и развиваются входящие в него государства. Еще раз повторюсь: СНГ – это образование, которое обеспечивает инфраструктурное единство этого пространства. Ходят поезда, идут самолеты, существуют стандарты, люди пересекают границы, люди учатся и работают в различных странах, имеют доступ к социальному обеспечению – это всё работа СНГ.

Направления, на которых работает СНГ, и роль СНГ – фактически безальтернативны. Это и зона свободной торговли, это и система ПВО, это и взаимодействие в гуманитарной сфере, которое, очевидно, должно нарастать дальнейшими направлениями взаимодействия: и в социальной сфере, в сфере правовой, межрегиональной, которое [взаимодействие], кстати говоря, предлагала Республика Беларусь, и эти инициативы были поддержаны саммитом и сопровождавшими его мероприятиями.

Ну и, наконец, СНГ не имеет альтернативы в качестве политической площадки для взаимодействия и совместной работы лидеров государств его составляющих. И вчерашний Минский саммит был этому самым наглядным подтверждением. Наряду с почти трехчасовым общением глав государств в многостороннем формате на совещании в узком кругу, в ходе саммита и после него состоялось большое количество двухсторонних встреч глав государств, причем встреч, которые вне рамок саммита, возможно, были бы чрезвычайно затруднительными.

Таким образом, сам факт вчерашней большой суммы переговоров подчеркивает и доказывает то, чтo для глав государств СНГ необходимо. Об этом также вчера сказал председательствующий в СНГ Президент Казахстана Назарбаев в своей итоговой конференции.

Президент Беларуси по завершении саммита провел двустороннюю встречу с Президентом России. Встреча была чрезвычайно насыщена по содержанию: были обсуждены все главные вопросы, которые существуют в настоящее время в экономических отношениях между Беларусью и Россией. Это и газовая тематика, и тематика нефти, и тематика двусторонних торговых мер и действий. С точки зрения атмосферы эта встреча была чрезвычайно конструктивной. Президенты по всем рассмотренным вопросам нашли понимание относительно дальнейшего алгоритма и принципов действий и работы. Эти алгоритм и принципы будут реализовываться соответствующими командами переговорщиков, которые работают в настоящее время, как вы знаете, над всеми этими темами.

Таким образом, вчерашняя встреча президентов двух государств подтвердила и закрепила стратегическое взаимодействие Беларуси и России на всех названных направлениях. Вы знаете, что энергетическая тема, которая обсуждалась вчера президентами, естественно, является чрезвычайно важной для любого государства. Является она важной и для Беларуси.

Многие из вас, очевидно, знают, что на протяжении последних двух лет в нашем государстве были приняты серьезные решения стратегического характера о необходимости обеспечения энергетической безопасности Беларуси, утверждена Концепция энергетической безопасности Беларуси. Под нее разработана и осуществляется Программа обеспечения энергетической безопасности.

Развивая стратегическое сотрудничество с Россией в энергетической области, определяя его основы на будущее, мы стремимся также искать дополнительные источники и маршруты получения необходимых нашей экономике энергетических ресурсов. В этом отношении Беларусью ведется работа с рядом государств.

В рамках этой работы вчера состоялась рабочая встреча президентов Беларуси, Азербайджана и Украины, которая была посвящена обсуждению взаимодействия этих государств в энергетической сфере. Президенты пришли к выводу о том, что есть и возможности такого взаимодействия, и серьезный потенциал взаимодействия в энергетической сфере. Обсуждались темы поставки нефти, переработки нефти, обсуждались темы поставок и транзита электрических ресурсов и обсуждались темы перспектив по газовому направлению. Работа на этом направлении будет продолжена и является одним из элементов многолетней системной работы Беларуси над темой энергетической безопасности вкупе с развитием переговоров и договоренностей с Россией, по которым вчера, как я уже подчеркнул, у двух президентов было достигнуто весьма важное понимание.

Хочу также подчеркнуть, что вчерашние встречи в рамках саммита, фактически, вышли в своем значении за рамки СНГ и не только применительно к энергетическому аспекту, где понятно широкое региональное звучание тем, обсужденных на встречах президентов Беларуси, России, Азербайджана, Украины.

Вчера в рамках Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении. На эту встречу, которая была открыта российским сопредседателем Минской группы, прибыл также действующий председатель ОБСЕ, Министр иностранных дел Бельгии де Гюхт, который находился вчера в этой связи в Минске. Состоялась также моя встреча с де Гюхтом в его качестве Действующего председателя ОБСЕ.

Подводя итог своему вступительному слову, хочу сказать, что вчерашний саммит, по единодушной оценке всех его участников, был не только своевременным, не только полезным: на нем были приняты принципиально важные для будущего СНГ решения во многих сферах.

Агентство «Интерфакс-Запад»: Вы очень убедительно рассказали нам о судьбах СНГ, и мы в принципе согласны с этим. Но журналисты, к сожалению, ожидая каких либо решений по реформированию Содружества, так и не услышали о каких-то конкретных шагах, которые предлагаются в самое ближайшее время, кроме уверений всех глав государств, что им необходима эта структура.

В результате такого определенного информационного голода мы видим, что все российские федеральные СМИ показывают вчерашний саммит исключительно в одном ракурсе – скандальном. Но никак не говорят о том, какие конкретные шаги мы будем предлагать в рамках реформирования СНГ, хотя бы в ближайший год. Может быть, Вы бы пояснили, потому что нам в этом вопросе важно видеть перспективы.

Мартынов С.Н.: Явный дисбаланс во вчерашней презентации саммита в некоторых средствах массовой информации говорит, на мой взгляд, просто об их недостаточной серьезности. Сводить саммит к тому, что они назвали «скандалом», – чего, собственно говоря, никто, кроме вовлеченных в него журналистов, не заметил, – по меньшей мере, некорректно, если не говорить больше.

Теперь по существу дела. Я намеренно не вхожу в какую-то конкретику реформирования, хотя хочу заверить вас: она присутствует и присутствует очень серьезным образом, прежде всего, в докладе группы экспертов высокого уровня или тех, кого мы на профессиональном жаргоне называем «группой мудрецов».

Я не называю эти конкретные предложения (хотя они там есть) хотя бы по той простой причине, что не я – «хозяин» доклада. «Хозяин» доклада – «группа мудрецов», и когда они его сделают публичным, то в соответствии с этим их решением вы их и увидите.

Главный вывод доклада, о котором я вполне имею право сказать, состоит в том, что, собственно, я уже сказал: СНГ необходимо, СНГ безальтернативно, оно должно существовать.

А применительно к конкретике (как будет реформироваться СНГ), я вам тоже достаточно, по-моему, прозрачно сказал, что будут существующие направления и будут новые направления. Организационная форма, в которой будет протекать дальнейшая работа, определена вчерашним саммитом. Будет создана межведомственная рабочая группа, которую возглавят заместители министра иностранных дел, которая на основе доклада и имеющихся предложений государств к 1 июня следующего года должна будет подготовить документ под названием «Проект концепции развития СНГ», который затем и будет рассмотрен. Вот там уже и будет та конкретика, которая будет согласована государствами.

Агентство «Интерфакс-Запад»: Следующий саммит будет юбилейным. Будут ли встречаться главы государств в Казахстане?

Мартынов С.Н.: Вчера саммитом были приняты решения о следующих встречах глав государств: официальная встреча состоится в Душанбе.

Неофициальная встреча глав СНГ – это, кстати говоря, одна из новых форм работы, которые уже начинают применяться на практике, и будут применяться, очевидно, дальше, – состоится в Санкт-Петербурге в июне.

Газета «Время новостей»: Скажите, пожалуйста, по поводу предстоящего сотрудничества Беларуси с ОБСЕ. Были ли у Вас какие-то обсуждения, чтобы можно было говорить о новом этапе сотрудничества.

Мартынов С.Н.: Обсуждения, которые состоялись с Министром де Гюхтом, касались некоторых деталей нашего взаимодействия с ОБСЕ и также предстоящего в понедельник-вторник на следующей неделе совещания министров иностранных дел ОБСЕ, которое состоится в Брюсселе.

В отличие от СНГ, в ОБСЕ эпохального ничего не происходит.

Агентство «Рейтер»: По итогам вчерашней трехсторонней встречи можно ли оценить, насколько серьезную альтернативу могут составить поставки каспийской нефти поставкам российской нефти и насколько реальна унификация с Украиной тарифов на транзит газа?

Мартынов С.Н.: Я думаю, что вы используете не совсем корректный термин. Если вы обратили внимание на то, что я говорил, – я использовал другой термин, он звучит как «дополнительные источники и маршруты поставки». И в этом есть принципиальная разница, потому что мы не ищем замены российской нефти и газу, это было бы, наверное, как минимум недальновидно. Но мы обязаны, как и любое государство, думая об энергетической безопасности своей страны, расширять количество опор, на которых эта энергетическая безопасность зиждется.

В этом смысле предварительные оценки, которые существуют на экспертном уровне, показывают, что сотрудничество по линии Азербайджан – Украина – Беларусь может быть достаточно существенным, для того чтобы представлять интерес для всех трех государств.

Что касается тарифов на газ, то это настолько узкоспециальный и детальный вопрос, по которому я просто не буду вдаваться ни в какие комментарии.

Газета «Советская Белоруссия»: Хотелось бы уточнить по встрече В.В.Путина и А.Г.Лукашенко. Вчера Владимир Путин своим журналистам в аэропорту немного прокомментировал итоги встречи. Он говорил, в частности, о результатах, которые были достигнуты, о судьбе «Белтрансгаза». Может быть, Вы нам тоже как-то уточните, какие результаты были достигнуты. И цифры, если можно.

Мартынов С.Н.: Президенты подтвердили имеющуюся договоренность и готовность обеих сторон к созданию совместного предприятия между «Белтрансгазом» и «Газпромом» по принципу «пятьдесят на пятьдесят». Сейчас мы подходим к ответственному этапу в финализации переговоров на эту тему.

Переговоры сейчас проходят в интенсивном режиме. Переговоры в конечном итоге будут опираться на независимую оценку на основе усилий, предпринятых оценщиком, с которым согласились обе стороны.

Обе стороны – и это, кстати говоря, вчера было подчеркнуто обоими президентами в ходе встречи – рассчитывают, что к 1 января договоренность должна быть достигнута. Параметры этой договоренности: цифры, точки, запятые, нули – это всё у переговорщиков.





Публікацыі

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями китайских средств массовой информации, состоявшейся 17 января 2007 года

Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова для представителей СМИ по итогам состоявшегося в Минске 28 ноября саммита СНГ

Интервью Постоянного представителя Республики Беларусь при Организации Объединенных Наций Андрея Дапкюнаса газете "Советская Белоруссия"

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова информационному агентству БелТА

Интервью Чрезвычайного и Полномочного посла Республики Беларусь в Латвийской Республике Александра Михайловича Герасимеко радио MIX FM 102.7

Стенограмма встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова с представителями белорусских и зарубежных СМИ

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Н.Мартынова российской газете "Время новостей"

Ответы начальника консульского управления Министерства иностранных дел Республики Беларусь Василия Анатольевича Жлутко на вопросы читателей газеты "Комсомольская правда"

Об интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова информационному агентству БелТА

Наша страна не реагирует на давление

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Беларуси С.Мартынова информационному агентству Интерфакс

Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова агентству Рейтер

Сергей Мартынов: Позиция Беларуси в ООН - это честный взгляд на мир

Интервью и.о. начальника управления информации - пресс-секретаря МИД Р.О.Есина агентству БелТА

Белоруссия не та страна, которая работает под давлением

Ответственная миссия белорусской дипломатии

Беларусь – Італія: перапляценне лёсаў і культур

В.П.Пугачев о белорусско-российском внешнеполитическом сотрудничестве

«БЕЛАРУСЬ - ЛОКОМОТИВ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Развитие белорусского экспорта базируется на повышении объемов поставок продукции с высокой долей добавленной стоимости

Визитная карточка большого континента

На пути к ВТО

На пути к ВТО Беларусь приближается к финишной прямой

Географическая карта безопасности

Пра вайну – у імя жыцця!

Через два с половиной года Беларусь может вступить в ВТО

Как расширение ЕС повлияет на белорусский экспорт в европейские страны

Актуальное интервью: Зона особого участия

Путь интеграции: статья Министра иностранных дел С.Мартынова в газете Республика

Выступление Посла Республики Беларусь в Итальянской Республике А.А.Скрипко на круглом столе под эгидой итальянского геополитического журнала «Лимес» по теме «Белорусско-итальянские отношения и расширение ЕС»

Сергей Мартынов: Дайте нам шанс

Беларусь и Китай: Сотрудничество развивается

Расширение Европейского союза и возможные последствия для внешнеторговых интересов Беларуси

Латвийский бизнес смотрит в сторону Беларуси

Пришло время перемен (сотрудничество с Болгарией)

Куба-Беларусь: дружба и торгово-экономическое сотрудничество

Выставочно-ярмарочная деятельность за рубежом как эффективный инструмент экспортного маркетинга

Даем, но и получаем (сотрудничество с ЮНИДО)

Дни Республики Беларусь в Москве

Павел Латушко: Мы должны использовать все плюсы расширения ЕС на восток и минимизировать негативные последствия

Павел Латушко: от взаимных интересов - к конкретным проектам

Я бы выразил осторожный оптимизм по поводу развития белорусско-польских отношений

Свердловская область - Белоруссия: партнерству крепнуть

Поле для кооперации -- предостаточное

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ. А лучше — на шаг впереди

Продавать в Канаде...

О сотрудничестве Республики Беларусь с регионами России

Беларусь -- Венгрия: Мы разные, но торговле это не вредит

Интервью корреспонденту БелТА

Будущее в области внешней торговли между государствами может измениться

Торговля в стране пирамид

Шанс для экспортера

Присоединение Беларуси к ВТО: дело сейчас за внутренней экономической работой

Один пишем - два в уме (о внешней торговле Республики Беларусь со странами Азии и Африки)

Об интеграционных процессах в рамках союза Белоруссии и России

ЕС-Беларусь: требования времени

Государственная внешнеторговая политика Республики Беларусь на современном этапе

Международные режимы нераспостранения и политика экспортного контроля Республики Беларусь

Вместе с информационным сообществом

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by
© 2007-2024, Министерство иностранных дел Республики Беларусь