Размер шрифта:

Интервью Генерального консула Беларуси в г.Хошимине Р.Варанкова информационному агентству БелТА (29 августа 2024 г.)

 

Беларусь и Вьетнам планомерно расширяют всесторонние, в том числе экономические связи, ориентируясь на взаимную выгоду. В марте 2022 года во вьетнамском городе Хошимин начало работать генеральное консульство Республики Беларусь. Это стало знаковым событием для продвижения торгово-экономического сотрудничества нашей страны с регионом южного Вьетнама. Как отметил в интервью корреспонденту БЕЛТА в канун Дня независимости Вьетнама генеральный консул Беларуси в Хошимине Руслан Варанков, открытие загранучреждения стало своеобразным мостом между белорусским и южновьетнамским бизнесом. Он рассказал, чем было обусловлено решение о расширении белорусского дипломатического присутствия в южном регионе Вьетнама и реализации высокого потенциала двустороннего взаимодействия в торгово-экономической и других сферах, а также об особенностях развития Хошимина.

Руслан Николаевич, по вашему мнению, что делает Хошимин особенным, почему для Беларуси важно дипломатическое присутствие в этом регионе?

Для ответа на этот вопрос необходимо погрузиться сразу в несколько контекстов. Первый касается традиционно дружественных, близких отношений, которые связывают Беларусь и Вьетнам. Мы все помним интернациональную помощь, которую БССР оказывала тогда еще Демократической Республике Вьетнам в деле освобождения юга страны от интервентов и воссоединения в одно государство.

В эту же категорию подпадает подготовка в белорусских учебных заведениях вьетнамских специалистов, которые в последующем трудились и продолжают трудиться во благо развития Вьетнама во всех сферах функционирования государства - от промышленности и сельского хозяйства до государственного управления и культуры.

Эту помощь, как и в целом ценную экономическую поддержку молодой, только вырвавшейся из колониальных оков стране, хорошо помнят и высоко ценят старшее и среднее поколения вьетнамцев. В ходе моих встреч я регулярно встречаю людей, которые тепло благодарят за это Беларусь. Этот контекст делает нас особенно желанными и дорогими гостями во Вьетнаме. Особую актуальность он обретает в текущих условиях политического и санкционного давления на нашу страну со стороны государств Запада и, как результат, разворота Беларуси в сторону государств дальней дуги, как это определил глава белорусского государства.

Второй важный аспект - географическая специфика Вьетнама. Его территория, сопоставимая по площади с Германией, Малайзией и Польшей, вытянута с севера на юг на 1750 км. При этом самая узкая ее часть - с запада на восток - составляет всего 48 км. Политический центр, столичный город Ханой, удален от финансово-промышленного центра государства, хошиминской агломерации, на 1137 км.

Эти обстоятельства усложняют возможности поддержания постоянных контактов белорусского посольства в Ханое как с государственными структурами, так и с бизнесом южного Вьетнама. Логичным и наиболее правильным шагом для выравнивания ситуации является установление здесь постоянного дипломатического присутствия. В нашем случае - в формате генерального консульства.

Третий, возможно, наиболее важный аспект - это торгово-экономический потенциал юга Вьетнама, включающего в себя два из четырех его основных экономических регионов: южный ключевой экономический регион и ключевой экономический регион дельты реки Меконг с суммарной экономической мощью порядка 40% ВВП страны.

Хочу обратить внимание, что во Вьетнаме выделяют четыре ключевых экономических региона: северный, центральный, южный и дельту реки Меконг. В регионе размещения генерального консульства расположены два последних.

В ключевой южный экономический регион входят город центрального подчинения Хошимин, провинции Бариа-Вунгтау, Биньзыонг, Биньфыок, Донгнай, Лонган, Тиензянг и Тэйнинь, в ключевой экономический регион дельты реки Меконг - город центрального подчинения Кантхо, провинции Анзянг, Камау и Кьензянг. Оба южных ключевых экономических региона играют ведущую роль в развитии экономики Вьетнама, в совокупности принося около 40% для ВВП Вьетнама, или более $160 млрд по прогнозу на 2024 год.

Во Вьетнаме действуют более 400 индустриальных парков, в том числе 4 зоны экспортной переработки с общей площадью более 89 тыс. га. Юг страны является самым крупным по их количеству: на 5 ключевых регионов - город Хошимин, провинции Донгнай, Бариа-Вунгтау, Биньзыонг и Лонган - приходится более половины площадей, или примерно 45 тыс. га. На их территории реализуется более 8 тыс. проектов с общим объемом накопленных инвестиций около $100 млрд. На юге также расположены 10 из 34 морских портов страны. С учетом приоритетности на текущем этапе для Беларуси экономической дипломатии это и есть raison d'être для нашего генерального консульства в Хошимине.

Развивая тему экономического сотрудничества, что Беларусь и Вьетнам могут предложить друг другу? Какие, с вашей точки зрения, наиболее перспективные стратегии взаимодействия?

Ни для кого не секрет, что с первых дней нашего дипломатического присутствия во Вьетнаме мы исходим из того, что экономики двух наших стран комплементарны. Что это значит? Как раз классическое международное разделение труда, в котором его понимали Адам Смит и Давид Рикардо: Беларусь имеет обширные компетенции в области машиностроения, нефтехимии, переработки и производства продуктов питания, создания производственных кластеров в молочной и мясной промышленности. Вьетнам, со своей стороны, является крупным производителем электроники, экспортирует товары сельского хозяйства и морского промысла, имеет развитую морскую и курортную индустрии, которые недоступны в Беларуси из-за ее природно-климатических и географических особенностей. Таким образом, мы можем взаимно удовлетворить потребности друг друга, не вступая в конкуренцию.

Разумеется, такое объяснение перспектив сотрудничества Беларуси и Вьетнама является сильным упрощением, а экономическая теория со времен классиков претерпела несколько этапов эволюции и сейчас учитывает гораздо больше факторов успеха международной торговли между двумя государствами.

Но и мы в наших экономических отношениях ушли гораздо дальше: в 2015 году заключили с Вьетнамом полноценное соглашение о зоне свободной торговли, которое стало первым документом Евразийского экономического союза, подробно регламентирующим экономическое взаимодействие с третьим государством. К слову сказать, Европейский союз смог заключить аналогичный договор с Вьетнамом только спустя четыре года. Это тоже определенный сигнал со стороны Вьетнама, свидетельствующий о его особом отношении к постсоветскому пространству в целом и к Беларуси в частности.

Возвращаясь к торгово-экономическому сотрудничеству и его перспективным формам, нам нужно понимать, что и другие 14 соглашений о свободной торговле, в которых участвует Вьетнам, создают благоприятные условия для товаров из конкурирующих с нами стран.

Беларусь, как и любые другие государства, стремится больше производить у себя, создавать собственные производства для замещения импортируемой продукции, повышая компетенции местного персонала и развивая технологический потенциал страны. Точно так же и Вьетнам нацелен производить на своей территории больше наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Примерами такой кооперации можно назвать имеющиеся на юге Вьетнама заводы корпораций Intel, Microchip, Samsung, Kumho, Sanofi, Heineken, Lego, Procter & Gamble.

Очевидно, что и мы должны активнее использовать этот инструментарий, особенно с прицелом на создание совместных производств, на которые можно повесить бирку "Сделано во Вьетнаме" или "Сделано в АСЕАН". Именно в такой форме видится самый большой потенциал, позволяющий нам основательно закрепиться и не зависеть от разовых или эпизодических поставок. Такие якорные проекты притянут за собой и другие смежные белорусские товары. Пример работы по такой схеме имеется на севере Вьетнама, где в провинции Хынгйен функционирует сборочное производство грузовой техники МАЗ. Мы на юге также нацелены на запуск производства совместной технологичной белорусско-вьетнамской продукции. На этом направлении уже ведется активная работа, но мне бы пока не хотелось забегать вперед.

Другой формой нашего экономического присутствия является повышение осведомленности о наших предприятиях и продукции. Важным шагом стало бы проведение страновых рекламных или совместных кампаний белорусских производителей, пропагандирующих высокое качество нашей продукции. Этим путем мы идем вместе с некоторыми белорусскими предприятиями пищевой и молочной продукции, планируем совместно с вьетнамскими партнерами провести маркетинговые исследования для выявления наиболее перспективных товаров в местных торговых сетях.

Хотел бы подчеркнуть также важность участия белорусских производителей в проводимых в Хошимине специализированных выставках и сопутствующих им мероприятиях B2B. Вьетнамский бизнес придерживается традиционного формата взаимодействия, когда личный контакт является залогом успешного построения бизнеса.

С февраля 2024 года в консульский округ генерального консульства дополнительно вошли 16 провинций и город центрального подчинения. Каковы перспективы развития межрегионального сотрудничества Беларуси с этими административными единицами?

С 2022 года, когда начало функционировать генеральное консульство, существенно активизировалось сотрудничество между Минском и Хошимином. Базисом для этой активизации стало соглашение о побратимстве между двумя городами. В частности, и в 2022, и в 2023 годах состоялись визиты в Хошимин заместителя председателя, а затем и первого заместителя председателя Мингорисполкома. Принципиально, что в состав делегации всегда включаются представители значимых предприятий Минска и Беларуси в целом.

Эти визиты, одновременно сочетающие в себе форматы G2G, G2B и B2B, позволяют нащупать новые перспективные ниши для наших товаров во Вьетнаме, совместно урегулировать отдельные возникающие вопросы.

В этом году мы не только планируем провести аналогичный визит, но и пойти дальше - организовать Дни Минска в Хошимине. Это мероприятие будет сочетать в себе официальный компонент с участием руководства двух городов, мероприятие для ассоциаций бизнеса и деловых кругов Беларуси и Хошимина, а также культурную программу.

По схожему принципу мы хотели бы построить работу и с другими провинциями: заключить межрегиональные соглашения о сотрудничестве как уже зарекомендовавший себя механизм для налаживания прямого диалога между бизнесами. И в этом контексте вижу роль генерального консульства не только служить мостом между регионами двух стран, но и в том, чтобы выступать идейным вдохновителем активизации взаимодействия, имеющим возможности на местах определить точки соприкосновения. Например, мы уже работаем над установлением побратимских связей между одним из областных центров Беларуси и городом Вунгтау - крупнейшим нефте- и газодобывающим полюсом Вьетнама.

Какие перспективы развития туристических связей между нашими странами с учетом современных реалий?

Регионы южного Вьетнама – это новое, еще не избитое направление, гостеприимно принимающее наших соотечественников. По разнообразию природы, климату с постоянной круглогодичной температурой, протяженной морской береговой линией, яркой кухней и самобытной культурой - идеальное и интересное место для белорусских туристов.

Так же и Беларусь с ее зелеными лесами, голубыми озерами и реками в сочетании с уникальной архитектурой и культурой - привлекательное туристическое направление для вьетнамцев.

Уверен, что росту туристических обменов поспособствует и заключенное между нашими странами соглашение о безвизовых поездках, по которому стороны пока проводят внутригосударственные процедуры, необходимые для его вступления в силу.

Убежден также, что увеличение туристических потоков окажет положительное влияние и на активизацию бизнес-контактов между странами.

В целом хочу заметить, что нет незначительных направлений и форм взаимодействия: все они по-своему важны и служат одной цели сближения народов Беларуси и Вьетнама.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by