Стенограмма подхода к прессе Министра иностранных дел Беларуси В.Макея по итогам заседания СМИД СНГ (10 декабря 2020 г.)
«БелТА»: Каковы основные итоги прошедшего СМИД СНГ? Известно, что в повестке дня было 12 вопросов. Какие основные решения были приняты?
В.Макей: Да, действительно, повестка дня заседания Совета министров иностранных дел СНГ сегодня была очень обширной. Как всегда, участники заседания обменялись информацией о ситуации, складывающейся в нашем регионе, по периметру наших границ, внутри наших государств. Белорусская сторона довела информацию о том, как сейчас развивается ситуация внутри и вокруг Беларуси. Мы особо подчеркнули необходимость извлечь уроки из тех событий, которые происходят в нашем регионе, и отметили необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия в рамках СНГ. На это, кстати, обратили внимание все мои коллеги.
Для нас абсолютно четко и понятно то, что эта структура – Содружество Независимых Государств – должна функционировать и дальше оставаться площадкой не только для обмена мнениями, но и принятия решений по всемерному углублению сотрудничества в различных сферах и областях.
Сегодня на заседании СМИД СНГ был рассмотрен и принят ряд важных документов. В частности, Совет министров иностранных дел принял план многоуровневых консультаций между внешнеполитическими ведомствами стран СНГ. В рамках этих консультаций предусматривается обмен мнениями по всем актуальным животрепещущим вопросам жизнедеятельности и сотрудничества.
Также были рассмотрены проекты ряда документов, позднее они будут выноситься на рассмотрение совета глав государств СНГ. Наиболее важными из них, на мой взгляд, являются Концепция дальнейшего развития СНГ и План по реализации этой концепции. План – обширный, включает 60 пунктов и охватывает практически все сферы жизнедеятельности нашей Организации.
Особое внимание было уделено вопросам международной и региональной безопасности. В рамках обсуждения этого вопроса также приняты проект Концепции военного сотрудничества до 2025 года и Программа сотрудничества между пограничными ведомствами наших государств на ближайшие пять лет. Думаю, что эти документы создают очень важную основу для дальнейшего взаимодействия соответствующих ведомств на пространстве СНГ. Это действительно важно, потому что мы видим, с какими угрозами мы сейчас сталкиваемся в сфере военно-политической безопасности. Эти угрозы существуют по периметру наших границ. Поэтому мы должны находить своевременные и адекватные ответы на них. Принят еще ряд документов, которых я не хотел бы подробно касаться, но они тоже важны для организации ежедневного практического взаимодействия между различными институтами наших государств.
В целом заседание, с моей точки зрения, было очень насыщенное, конструктивное и, самое главное, результативное. Через неделю – 18 декабря – состоится Совет глав государств СНГ, на котором будут обсуждены важные основополагающие документы, ориентированные на будущее, о которых я уже упоминал.
«Беларусь 1»: Буквально вчера появилось сообщение Представительства ЕС о Вашей встрече с послами стран Европейского союза. Как Вы можете прокомментировать саму встречу и перспективы развития сотрудничества в данном направлении?
В.Макей: Да, мы действительно провели вчера встречу с послами стран Европейского союза, аккредитованными в Беларуси. По их просьбе.
Это, в принципе, нормальная практика, когда дипломаты встречаются, обсуждают актуальные вопросы взаимодействия, обмениваются мнениями и вырабатывают предложения по решению каких-то проблемных вопросов, обсуждают перспективы соответствующего сотрудничества.
Должен откровенно сказать, что вчера было обсуждено намного больше вопросов, нежели указано в заявлении или сообщении Представительства Европейского союза в Минске. Более того, на мой взгляд, обсуждение проходило в совершенно иной тональности, нежели об этом сказано в этом сообщении.
Меня несколько удивил такой, я бы сказал, даже менторский тон этого заявления Представительства ЕС. Должен сказать, что фальстарт или преждевременное изложение содержания дискуссии зачастую наносят ущерб возможным позитивным начинаниям или, в принципе, могут привести даже к обратному эффекту.
Да, действительно, Представитель Европейского союза зачитал агитку в виде тех требований, которые изложены в сообщении Представительства. Странным образом, на наш взгляд, эти пункты совпадают с элементами программы эмигрировавших радикальных оппонентов действующей власти. И внимание послов Евросоюза было обращено на это. Это тоже свидетельствует, сами понимаете, о чем. Хотя, дипломаты, с моей точки зрения, должны быть беспристрастными, занимать соответствующую нейтральную позицию по тем или иным вопросам. Но, ради Бога, пусть это остается на их совести.
Мы обсуждали вопрос санкций. Наше мнение: под какой бы красивой оберткой это ни подавалось, санкции никогда не приводили и не приведут к каким-то позитивным изменениям или решению тех или иных проблем. Мы тоже об этом четко сказали нашим партнерам. Мы найдем адекватный ответ на те санкции, которые будут предприняты нашими партнерами.
Мы обратили внимание на то, что, конечно же, эти санкции приведут к определенному ухудшению положения обычных людей в Беларуси. Но, в любом случае, в своей новейшей истории Беларусь доказала, что справится и найдет возможность выхода и из этой ситуации.
Что нежелательно: дальнейшая попытка продолжения этого санкционного мышления однозначно приведет к геополитическим изменениям в регионе. Я не думаю, что это будет в интересах того же самого Европейского союза.
Мы обратили внимание наших партнеров на то, что сейчас надо прекратить обвинения в адрес друг друга и сосредоточиться на поиске тех сфер и областей, в которых возможно сотрудничество, а их масса. Это и трансграничная преступность, и нелегальная миграция, и вопросы региональной безопасности, и многое другое.
В этом плане нас удивляют намерения наших партнеров прекратить ряд проектов в рамках трансграничного сотрудничества. Всегда нам говорили, что эти проекты направлены на развитие гражданского общества в Беларуси, и мы поддерживали такие начинания. Сейчас мы видим, что те средства, которые выделялись на реализацию этих проектов, а как нам было сказано, эти проекты сейчас прекращаются, перенацеливаются на вояжи тех оппонентов действующей власти, которые сейчас курсируют по заграницам.
Ради Бога, пусть это будет на совести тех, кто инициирует такие вещи. Но получается, что ряд неправительственных организаций или общественных объединений, которые активно работали с Европейским союзом, например, Белорусский Красный Крест, и организации, которые делали действительно полезное дело и способствовали развитию гражданского общества в Беларуси, о чем так пекутся наши партнеры, сейчас лишаются соответствующего финансирования и не смогут дальше продолжать свою работу. То есть мы видим, что белорусское гражданское общество делится на разные сорта, как я сказал во время встречи, на белых и черных. Считаем, что это не очень правильный подход.
Мы обратили внимание наших партнеров и на то, что в свое время было заявлено о масштабной помощи ряду стран, в том числе и Беларуси, в борьбе с пандемией COVID-19.
Конечно же, мы считаем, что необходимо объединять усилия всех государств, всех международных и региональных организаций в борьбе с этой чумой нынешнего века.
Да, на первоначальном этапе определенная помощь в виде поставок конкретных товаров была оказана. Но те 50 миллионов, обещанных Беларуси, где-то затерялись. О них перестали сегодня говорить. Ради Бога! Я убежден, что Беларусь справится и без этих средства. Но еще раз должен обратить внимание на то, что мы тогда скажем откровенно нашему белорусскому народу о том, как выполняются обещания, которые на каком-то этапе даются нашими партнерами.
По инициативе опять-таки наших коллег мы обсуждали вопросы, связанные с внешним посредничеством в урегулировании ситуации в Беларуси. Мы четко довели нашу позицию, обсудили критерии, по которым могло бы осуществляться взаимодействие с ОБСЕ и с некоторыми другими партнерами. И я выразил искреннюю готовность к взаимодействию при их соблюдении. Мы приветствуем назначение на пост Генерального секретаря ОБСЕ уважаемого европейского политика госпожи Хельги Шмидт. Мы с ней и в прошлом продуктивно и активно работали.
Но на этом этапе мы не видим никакой добавленной стоимости от этого внешнего посредничества и пока не намерены откликаться на таким образом поставленное предложение наших партнеров. Тем более, что все международные механизмы, которые сегодня вовлечены в критику Беларуси, находятся под влиянием западных структур. И вчера мы тоже обратили внимание наших партнеров на это.
Мы не можем доверять результатам деятельности этих международных инструментов, механизмов в силу их заангажированности. А мы хотели бы видеть объективную оценку происходящего внутри и вокруг Беларуси.
Был также поднят вопрос восстановления уровня дипломатического присутствия известных государств. Мы сказали, что – да, мы тоже считаем, что диалог должен быть сохранен даже в трудной ситуации, в трудные минуты. Но мы не приветствуем тот факт, что само решение этого вопроса должно происходить под воздействием тех или иных ультиматумов. Мы считаем, что манера нашего общения с нашими европейскими партнерами должна проходить не в формате ”учитель-ученик“, а на равноправной, спокойной, взаимоуважительной основе. Поэтому я призвал своих коллег избегать эмоциональности. Дипломаты должны мыслить рационально. Политики, депутаты, члены парламента могут иногда допускать какие-то эмоциональные заявления, но дипломаты должны мыслить спокойными, реальными категориями и должны исходить из того, что наша деятельность должна быть направлена на сближение наших стран и народов, а не на разъединение и углубление пропасти между нами.
«Беларусь 1»: Еще один вопрос про внешнее влияние. Как альтернатива внешнему воздействию, еще Президент говорил, – Всебелорусское народное собрание. Вопрос такой. Как МИД принимает участие в создании повестки на Всебелорусском народном собрании?
В.Макей: МИД конечно же принимает непосредственное участие во внутринациональном диалоге, который сейчас проходит. Как бы кто вовне к этому ни относился, но те диалоговые площадки, которые созданы сейчас – это реальные площадки, где каждый может высказать свое мнение. И мы видим подтверждение того, что в них участвуют представители разных слоев населения. И как бы кто скептически ни относился, я считаю, что в конечном итоге эти площадки дадут огромную пищу для размышлений относительно того, как нам жить дальше в различных сферах и областях: в экономике, в законодательстве, в реализации конституционного процесса и так далее.
МИД тоже участвует в этом. Мы подготовили соответствующие предложения и внесли их в те структуры, которые занимаются анализом этих предложений. В рамках подготовки Всебелорусского народного собрания, созданной рабочей группы, в состав которой включены представители Министерства иностранных дел, мы постараемся донести наши мысли и размышления и включить их в итоговые материалы Всебелорусского народного собрания.
Убежден, что те предложения, которые имеются в Министерстве иностранных дел, тоже найдут соответствующий отклик и поддержку.
«Беларусь 1»: Еще один вопрос о ратификации Соглашения о взаимном признании виз с Россией. Как оно будет сейчас реализовываться?
В.Макей: Что касается ратификации Соглашения о взаимном признании виз с Россией, то вы знаете, что Президент подписал соответствующий Указ.
Во время визита моего коллеги Сергея Викторовича Лаврова в Беларусь некоторое время назад мы обсуждали этот вопрос. Он заверил, что буквально в ближайшее время аналогичные решения будут приняты и российской стороной. И мы надеемся, что после принятия оперативного решения российской стороной состоится обмен соответствующими письмами, и после этого в течение 30 дней это соглашение вступит в силу.
И конечно же я убежден, что после того, как мы справимся с этой пандемией соглашение с Россией и соответствующее наше соглашение с нашими европейскими партнерами дадут свой эффект, и мы действительно увидим и увеличение транзита через Беларусь, и, надеюсь, рост туристического потенциала, бизнес-контактов и так далее.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by