Для инициирования повышения ставки ввозной таможенной пошлины
Необходимые условия:
— Техническая возможность повышения ставки пошлины
Импортным таможенным тарифом, применяемым в настоящее время Республикой Беларусь, является Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). То есть изменение ставки ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в Республику Беларусь, возможно только путем изменения ставок ЕТТ ЕАЭС.
В соответствии с Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонне торговой системы от 19.05.2011 ставки ЕТТ ЕАЭС не могут превышать обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией.
Справочно: При вступлении в ВТО Россия обязалась не повышать ставки ввозных таможенных пошлин выше определенных в ходе переговоров размеров.
С тарифными обязательствами России можно ознакомиться на сайте Минэкономразвития России.
При анализе таблиц необходимо учитывать, что указанные в них коды товаров по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (международная основа ТН ВЭД, далее — ГС) могут отличаться от присутствующих в настоящее время в ЕТТ ЕАЭС. Редакции ГС меняются каждые 5 лет, и ЕТТ ЕАЭС построен на последующей версии ГС в сравнении с обязательствами. Таким образом, если коды не совпадают, следует определить, к какому коду ранее относились выбранные товары. Кроме того, в ЕТТ ЕАЭС широко применена практика дифференциации кодов на 10-м (последнем знаке). В такой ситуации, если первые девять знаков кода совпадают, последний знак в обязательствах – «0», а в ЕТТ ЕАЭС – иные, обязательство относится ко всем товарам, совпадающим на уровне 9-ти знаков.
Таким образом, при разработке предложения о повышении ставки ввозной таможенной пошлины следует, прежде всего, проверить наличие такой возможности, сверившись с обязательствами России.
— Экономическая целесообразность предложения
Повышая ставку ввозной таможенной пошлины необходимо четко представлять экономический смысл такого действия.
Пример 1: Предприятие Республики Беларусь производит специальное оборудование. Подобное оборудование в иных странах Союза не производится. В мире существует еще 3 завода, производящих аналогичное оборудование, причем ситуация на внутреннем рынке Союза складывается таким образом, что при крайне близких характеристиках отечественное и иностранное оборудование отличается по цене на 2-3%. В настоящее время в ЕТТ ЕАЭС установлена ставка ввозной таможенной пошлины на рассматриваемое оборудование в размере 0%. В соответствии с обязательствами России она может быть повышена до 7%. Белорусский производитель в состоянии удовлетворить потребность всех потребителей Союза.
Пояснение: Это, пожалуй, классическая ситуация, в которой целесообразно принимать решение о повышении ставки ввозной таможенной пошлины. Очевидно и добавление конкурентных преимуществ отечественному производителю, и сохранение интересов потребителей.
Пример 2: Белорусское предприятие производит товар, прямым конкурентом которого является аналогичный, производимый в Юго-Восточной Азии. При этом отечественный аналог в 2,5 раза дороже импортного. Объем производства товара в Беларуси не закрывает даже потребности белорусских потребителей. Действующая ставка ввозной таможенной пошлины – 0%, конечные обязательства России – 5%.
Пояснение: По сути, ситуация обратная. Введение 5% таможенной пошлины практически не повлияет на условия конкуренции из-за значительного ценового разрыва. Более того, объемы производства товара столь незначительны, что введение пошлины приведет лишь к удорожанию импортной продукции для конечных потребителей Союза.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by